Правильное сидение мужчины во время ташаххуда

В данной статье мы рассмотрим положение  сидения во время чтения «ташаххуда»  в намазе для мужчин, установленное сунной Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует.  

Сидение в «ташаххуде»   предусмотрено в конце намаза, а также в перерыве после 2-х ракаатов в намазах, где количество ракаатов более двух.

Сидение, упомянутое в хадисах, подразумевает  положение, когда голени находятся на полу, а бедра располагаются во внутренней стороне между голенями.  Однако существуют небольшие различия в вопросах расположения стоп, пальцев и ягодиц. 

В ханафитском мазхабе мужчины подгибают стопу левой ноги и садятся на нее, а правую стопу ставят перпендикулярно голени, вынося ее наружу. По этой причине правое бедро частично располагается на правой голени и частично  остается в открытом пространстве до левой стопы.

 Ученые ханафитского мазхаба опираются на достоверный хадис переданный  имамом Муслимом, да будет доволен им Аллаh, от Аишы, да будет доволен ей Аллаh, которая рассказывает, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует,  когда садился в намазе подгибал левую ногу под себя и ставил правую.  Достоверность этого хадиса не вызывает сомнения, даже Имам Науауи, да будет доволен им Аллаh, признавая его надежность пишет, что в этом хадисе доказательство имама Абу Ханифы и тех, кто согласился с его мнением.

Подгибание левой ноги в этом хадисе упомянуто словом  «йафрушу», а в хадисе от Уайля бин Худжра, да будет доволен им Аллаh, который передал имам Тирмизи и имам Ахмад, использовано слово «ифтараша», а имам Саид  ибн Мансур  и имам Тахауи, да будет доволен ими Аллаh, передали этот хадис,  употребляя слово «фараша». Все эти слова происходят от арабского глагола «фараша»- расстилать. Однако через призму хадисов и комментариев сахабов, да будет доволен ими Аллаh,  шейх Бадруддин Айни, да будет доволен им Аллаh, пишет, что этот термин свидетельствует именно о сидении после намаза на левой ступне, выставив правую ступню с правой стороны.

Хадис от бин Худжра, да будет доволен им Аллаh, в котором  использовалось слово ифтараша, был подтвержден имамом Тирмизи  с формулировкой, означающей:  «Этот хадис хасан, сахих и им руководствуется большинство ученых. Этого же мнения придерживаются Суфиян Саури, Ибн Мубарак и Ахлу Куфа».  

Имам Тахауи и Саиид ибн Мансур передали этот хадис от Уаиля бин Худжра, в котором он рассказывает, означающее: «Я совершал намаз за Пророком, да благословит его Аллаh и приветствует, когда он сел и прочитал ташаххуд,  расстелил левую ногу на землю и сел на нее».   

Имам Насаи, да будет доволен им Аллаh, передает от ибн Умара с открытой формулировкой: «сидение на левой ноге…..является сунной намаза».   

 Конечно, различия в сидении, которые упоминаются в других хадисах, учеными ханафитского мазхаба принимаются, но с оговоркой, что они были в отдельных случаях (по причине болезни,  недомогания, физиологических изменений пожилых людей), либо сами хадисы по степени достоверности и надежности уступают тем, которые были приняты в качестве доказательства ханафитскими учеными.  Также формулировка, с которой ибн Умар упомянул свой хадис, а именно, что это «сунна намаз» является самым весомым основанием для принятия этого способа сидения.

Максатбек Каиргалиев, специально для muslim.kz
date10.01.2017readCount776printРаспечатать
comments powered by HyperComments