НАБОЖНОСТЬ, БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ — ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ

Набожность праведника – это не эпизодическое проявление богобоязненности, а избегание больших и малых грехов, исполнение обязательств и оставление сомнительных вещей ради чистоты своей религии и чести. Лучшими примерами набожности являются пророки, а затем их искренние последователи. И их истории проявления набожности не менее убедительны, чем их призывы к нему.



Три степени набожности

Первой степенью обладает человек, остерегающийся от придания сотоварища Аллаhу. На это указывают слова Всевышнего (смысл): «В то время, как те, которые не уверовали, наполнили свои сердца высокомерием и чванством, характерными для времён джахилийи (доисламских времён), Аллаh низвёл на Своего посланника и верующих спокойствие и сделал неотлучным от них Слово, охраняющее от многобожия и наказания (шахада). Верующие были более достойны и более заслужили это Слово. Поистине, Аллаh объемлет Своим знанием всё сущее!» (سورة الفتح\26

Вторая степень набожности – это остережение от всего того, совершение или оставление чего является грехом, даже если это малый грех. Именно такое сохранение человеком себя известно в Шариате под словом «набожность». Смысл этого заключён в следующих словах Всевышнего (смысл): «Если бы обитатели этих селений, отклонившиеся от веры в Аллаhа и обвинившие во лжи Его посланников, уверовали в Аллаhа и Его посланников и были набожны, (остерегались) неверия и грехов (то Мы открыли бы им благословения неба и земли)…» (смысл 96 аята суры «Аль-Араф»).

Третья степень - обладатель этой степени остерегается того, что отвлекает сердце от Всевышнего, и проявляет воздержанность. Это набожность, преображает и возвышает верующего.

Благочестивый образ жизни необходим самому верующему, он спасает, как от духовных так и физических болезней!

На основе наблюдения можно сделать вывод: если бы человек вел благочестивый образ жизни, то многие болезни просто не появились бы, ибо множество проблем возникает у человека от страстей. Очевидна взаимосвязь несбалансированных эмоций и болезней. Хотя сами по себе эмоции – в определенных пределах – это нормальная функция человеческого организма. Реакции на природу, на взаимоотношения с окружающими людьми организму полезны и поддерживают его жизнедеятельность. Если же эти эмоции находятся в несбалансированном состоянии, либо слишком избыточны, либо совершенно отсутствуют – такой эмоциональный фон приводит к внутренней, душевной дисгормонии.

Неправильные эмоции очень часто способствуют возникновению многих болезней. Например, если у человека излишне проявляется эмоция печали, уныния, то у него развиваются болезни. Современные врачи говорят, что человек так устроен, что избыточные эмоции поражают определенный орган, каждая эмоция строго связана с определенным органом. 

Истинно верующий осознает, что мирская жизнь временна, а истинная обитель ждет его в ахира. Осознание этого помогает ему справляться с печалью, грустью и трудностями на своем пути. К тому же, в любой возникшей ситуации мусульманин обладает самым сильным оружием, дарованным ему самим Аллаhом – дуа. 

Дуа способно сделать невозможное, отвратить грусть и печаль и даровать благой исход. И в радости, и в печали двери к Аллаhу открыты, и верующий взывает к Нему, проявляя смиренность как в радости, так и печали. 

Грусть и печаль неизбежна, временами они проникают в сердце человека, заставляя человеческое сердце страдать. Но Аллаh не оставляет своих рабов, он всегда может обращаться к Нему. Посланник Аллаhа (мир ему) сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: «Аллах мой Господь, нет у Него сотоварища», то она (мольба) избавит его от всего этого»

Передается от Анаса (да будет доволен им Аллаh), что когда Посланником Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) овладевала печаль, он говорил: «О, Вечно живой, о, Вечно сущий, прибегаю к Твоей милости».

يا حي يا قيوم ثبرحمتك أستغي

Йа Хайю, йа Кайиюм, би-рахматика астагыс

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: «Кто по утрам и вечерам будет говорить по семь раз: «Достаточно мне Аллаха! Нет божества, достойного поклонения, кроме Него. На Него я уповаю, и Он – Господь великого Трона», тому Аллаhа будет достаточно для разрешения его проблем мира этого и мира иного»

Избыточная радость 

Порой некоторык проявляют избыточную радость (не ту тихую радость, когда человек молится Господу, помогает другому, общается с ближним, а перевозбужденные эмоции в виде громкого, долгого хохота, сладострастия или переживаний во время просмотров фильмов, когда неестественно сильно стимулируются эмоции) приводит к нарушению функций сердца. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) говорил: «Чрезмерный смех убивает сердце, и принижает достоинство верующего» (Тирмизи).

Но улыбаться другим и быть приветливым является сунной. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) никогда не хохотал, но всегда был приветлив и улыбался людям В хадисах говорится: «Ищите благо рядом с теми, кто приветлив» (Даракутни).

Хохот является макрухом. 

Айша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Я никогда не видела, чтобы Пророк Мухаммад заливался хохотом. Обычно он улыбался» (Бухари, Тафсир, 46/2).

Он (мир ему и благословение) часто говорил сподвижникам: «Если бы вы знали о том, что ведомо мне, вы бы мало смеялись и часто плакали» (Бухари, Тафсир, 5/12). Тем самым он подчеркивал, что нужно тревожиться за свое будущее, чтобы обрести вечную жизнь.

Следующая эмоция – тревога

Когда человек деятельно о ком-то заботится, беспокоится – это доброе чувство вреда не нанесет. Но когда эта эмоция начинает переходить в гипертрофированное состояние, то от избытка тревоги у человека нарушаются функции тела. Такие случаи бывали среди летчиков-испытателей: при сильной тревоге, когда человек не может вывести из штопора самолет, после посадки у него иногда обнаруживается язва желудка, которой не было 10 минут назад. Стрессовый эмоциональный фон дает настолько сильную нагрузку на этот орган, что фактически образуется язва.

Бывает и так, когда человек в силу своих психических особенностей начинает зависеть от других, становясь рабом слов и мнения о нем других людей. От них, его хозяев, зависит настроение, чувства, самоощущение.

По сути, тревога в основном заключается в чувстве сомнения в себе и крайне низкой самооценке, которые коварно нашептывает нам Шайтан. Говорит Всевышний Аллаh: «Воистину, это только шайтан пугает вас своими приближенными. Не бойтесь же их, а бойтесь меня, если вы являетесь верующими»  («Имран», 175).

Если прочитать суру «ан-Наас» (последняя сура Кyр`ана), можно заметить, что фактически это молитва о защите от внушений Шайтана. Следовательно, повторение суры «ан-Наас» всякий раз, когда возникают сомнения в себе, охранит нас от тревоги.

«О уверовавшие! Обретайте поддержку в терпении и молитве. Воистину, Аллаh — с терпеливыми» (Кyр`ан, 2:153)

Джабир (да будет доволен им Аллаh) сообщил, что Пророк сказал: «Пять [ежедневных] молитв — как полноводная река, протекающая у ваших дверей, в которую каждый из вас входит по пять раз в день».

Страх

Страх – внутреннее состояние, которое обусловлено реальной или предполагаемой угрозой. С одной стороны это очень неприятное чувство, сковывающее волю, негативно окрашенное. 

Страх испытывают все, и посланники Аллаhа не были исключением, они были такими же людьми, но при этом с помощью Аллаhа они контролировали себя.

Невежественного человека страх парализует, лишает рассудка, может побудить к необдуманным действиям, которые чреваты тяжелыми последствиями, как для него, так и для окружающих. Верующий же старается сохранить спокойствие в душе и ясность в голове. Он всё расставляет на свои места, анализирует положение дел и идёт вперёд, не сомневаясь, что во всём проявляется воля и милость Всевышнего.

Важно уметь находить позитивные стороны в ситуациях, которые окрашены негативными красками страха. Такой подход к ситуации делает нас сильнее, и всё проходит легко и безболезненно, за что следует воздать хвалу Творцу и двигаться дальше по дороге жизни. Вера и правильный подход к посылаемым нам испытаниям, опасностям, закаляют нас и поднимают на более высокий уровень духовного развития. 

Но больше всего повреждает здоровье и все существо человека эмоция гнева. 

Гнев

Человек, который постоянно испытывает гнев, который постоянно злобно наставляют кого-то, с кем-то борется, страдает нарушением функций тела. Это несбалансированная избыточная эмоция так сильна, что даже отдельные вспышки гнева повреждают органы. Недаром о таких людях говорят: желчный человек. 

Человек неизбежно попадает в такие ситуации, когда приходится гневаться. Важным является то, как он поступит с гневом в этот момент. Пророк (мир ему и благословение), говоря о гневе как о болезни, сказал: «Гнев – это тлеющий уголёк», «гнев – от шайтана, и, поистине, шайтан сотворён из огня; если кого-либо из вас охватит гнев, то пусть он совершит малое и большое омовение, так как гнев – это огонь, а вода гасит огонь»

В другом хадисе говорится: «Разве вы не видели, как его глаза становятся красными, а вены набухают?»

Краснота, о которой говорится в хадисе, – это свойство огня, что соответствует описанию сатаны, который создан из огня. Шайтан наиболее близок к человеку тогда, когда тот находится в состоянии гнева. Когда человек находится в таком состоянии, первое, что ему необходимо сделать, это прибегнуть к Аллаhу с просьбой о защите. Желательно сказать: «О Аллаh, очисти моё сердце от гнева и защити меня от происков шайтана».

Кто сдерживает гнев, может быть уверенным в том, что он обладает одним из самых достойных качеств Посланника Аллаhа (мир ему и благословение) и следует за словами Всевышнего: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаhа, то следуйте за мной, и тогда Аллаh возлюбит вас”» (сура «Алю Имран», аят 31).

Cемь признаков богобоязненности

1) Первый признак, выражается языком. Человек, боящийся Аллаhа, будет оберегать свой язык ото лжи, клеветы, злословия и праздных разговоров. А вместо этого занять его зикром, чтением Кyр`ана и обсуждением вопросов знания.

2) Второй признак выражается сердцем. Богобоязненный человек не станет испытывать в сердце злобу, ненависть и зависть.

3) Третий признак выражается глазами. Богобоязненный человек никогда не станет смотреть на запретное. И будет смотреть на мир не голодными глазами, а взглядом мудрости.

4) Четвертый признак выражается животом. Человек, страшащийся Аллаhа, никогда не проглотит запретного. Так как поедание харама, является большим грехом.

5) Четвертый признак выражается руками. Богобоязненный человек не станет протягивать руки к хараму, а станет протягивать руки к тому, что вызывает довольство Аллаhа.

6) Шестой признак выражается в том, что богобоязненный человек никогда не пойдет в сторону греха, а всегда будет направляться в сторону совершения благочестия и совершения благодеяний.

7) Седьмой признак выражается в поступках. Богобоязненный человек будет всегда совершать свое поклонение и благодеяния только ради довольства Аллаhа, избегая лицемерия и показухи.

Богобоязненность (таква) означает жить с постоянным чувством ответственности перед Господом, исполнять все повеления и запреты Аллаhа, опасаться таких суждений, слов и поступков, которые могут нанести вред человеку в этом мире и в ахирате и стать причиной адских мучений.

Религиозный долг состоит и в том, чтобы мусульмане, соревнуясь между собой, совершали многочисленные хорошие поступки и оказывали в этом помощь друг другу. Такую помощь и поддержку людей между собой, доброту их отношений наша религия считает одним из проявлений братских взаимоотношений мусульман, источником которых является богобоязненность.

По материалам: http://madrasah2.ru/
date17.03.2018readCount243printРаспечатать