История ниспослания Кyр`ана

Кyр`ан является словом Аллаhа. И потому он оберегается в Хранимой скрижали, как об этом сказано в самом Кyр`ане:

بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَّجِيدٌ ◌ فِي لَوْحٍ مَّحْفُوظٍ

«Это славный Кyр`ан, что в Хранимой скрижали» (85:21–22)

Из Хранимой скрижали он ниспосылался в два этапа. На первой стадии весь Кyр`ан был полностью направлен в Дом Почета, находящийся на небесах этого мира. И уже потом Священная книга в течение 23-летнего периода постепенно, по мере необходимости передавалась благородному пророку Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует). В самом Кyр`ане используются два слова для обозначения его ниспослания: «инзаль» (إنزال) и «танзиль» (تنزيل). Первое можно перевести как единовременное ниспослание, а второе – как постепенное. Соответственно, когда в Кyр`ане используется слово «инзаль», подразумевается ниспослание из Хранимой скрижали на небеса этого мира, например:

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ

«Мы ниспослали его в благословенную ночь…» (44:3)

А когда фигурирует второе слово, имеются в виду постепенные, разделенные во времени откровения Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует). Аллаh сказал:

وَقُرْآنًا فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَىٰ مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنزِيلًا

«И это Кyр`ан, ниспосланный Нами по частям, чтобы ты постепенно читал его людям. Мы ниспосылали его поэтапно» (17:106)

Об этих двух формах ниспослания Кyр`ана говорится в самих аятах. Кроме того, Насаи, Хаким, Байхакы, Ибн Аби Шайба, Табарани и Ибн Мардавия приводили несколько сообщений от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллаh), подтверждающих факт первого ниспослания с небес в этот мир и последующего постепенного откровения Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует) [1].

Первое ниспослание

О первом откровении в сообщениях Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллаh) говорится лишь то, что оно представляло собой передачу Кyр`ана из Хранимой скрижали в определенное место на небесах этого мира, именуемое Домом Почета (بيت العزة) или, по-иному, Посещаемым Домом (البيت المعمور). Он находится ровно над Каабой и является храмом для ангелов [2].

Если говорить о том, когда это произошло, и в чем мудрость такого события, то здесь ничего с уверенностью сказать нельзя. Но некоторые теологи – например, шейх Абу Шамах (милость ему Аллаhа) – утверждали, что это было сделано для того, чтобы подчеркнуть величие Кyр`ана и дать знать ангелам этого места о том, что это – последнее Писание, которое будет ниспослано для наставления людей на земле. Заркани (милость ему Аллаhа) в книге «Источники познания коранических дисциплин» писал, что целью двух этапов ниспослания было утверждение несомненности Божественной природы Кyр`ана. Он также говорил, что Писание было сохранено не только в памяти Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), но и в двух других местах: Хранимой скрижали и Доме Почета. А Аллаh знает лучше.

Впрочем, разве кому-нибудь дано в полной мере понять мудрость, которая кроется за велениями Аллаhа? Лишь Аллаhу это известно, и наши исследования в данной области окажутся бесплодными. Но мы точно знаем, что это произошло в Ночь могущества.

Второе ниспослание

Практически единогласно признается, что второе ниспослание Кyр`ана началось, когда пророку Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует) было сорок лет. И по признанному мнению, это свершилось в Ночь могущества [3]. Это произошло в тот же день, в который одиннадцатью годами позже состоялась битва при Бадре. Кyр`ан гласит:

وَمَا أَنزَلْنَا عَلَىٰ عَبْدِنَا يَوْمَ الْفُرْقَانِ يَوْمَ الْتَقَى الْجَمْعَانِ

«…и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу (Мухаммаду) в день различения, в день, когда встретились две армии (при Бадре)» (8:41).

И здесь мы обнаруживаем, что факты о начале ниспослания Кyр`ана подтверждаются самой Священной книгой:

  • это произошло в рамадан,
  • в Ночь могущества,
  • в тот же день, что и битва при Бадре.

При этом дату с абсолютной точностью установить мы не можем. На этот счет имеются различные сообщения, в которых называются такие даты, как 17-е, 19-е и 27-е рамадана [4].

Первый ниспосланный аят

Признанным мнением в данном вопросе является то, что первыми строками Кyр`ана, ниспосланными Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует), стали начальные аяты главы «Сгусток». В сборнике «Сахих» Бухари приводится высказывание госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллаh) о том, что откровение началось с пророческих снов. После этого у Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует) возникло особое стремление к молитвам и размышлениям. С этой целью он уединялся в течение некоторых дней и ночей в пещере Хыра. И однажды Аллаh послал туда ангела, первым словом которого стало: «Читай!» (اقْرَأْ).

– Я не умею читать, – ответил Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует).

То, что произошло дальше, благородный посланник Аллаhа описывал так:

«Ангел сжал меня столь сильно, что мне пришлось очень нелегко, и, отпустив, повторил:

– Читай!

– Я не умею читать, – снова ответил я.

Ангел сжал меня еще сильнее и, отпустив, сказал:

– Читай!

– Я не умею читать, – в очередной раз произнес я.

Тогда ангел сжал меня в третий раз и сказал:

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ ◌ خَلَقَ الْإِنسَانَ مِنْ عَلَقٍ ◌ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ

«Читай во имя твоего Господа, который сотворил (все сущее). Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, и твой Господь – Самый великодушный» (Кyр`ан 96:1–3).

Когда Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) возвращался домой после ниспослания этих аятов, его сердце сильно билось. Войдя в дом, он обратился к своей супруге Хадидже (да будет доволен ею Аллаh):

– Укрой меня! Укрой меня! (زملوني، زملوني)

И пока не прошел страх, он был накрыт одеялом [5].

Это были первые ниспосланные ему аяты. За данным событием последовали три года, в течение которых не было Божьего откровения. Это время называют паузой в откровении (فترة الوحي). Затем Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) снова увидел того же ангела, который сидел на стуле между небом и землей и передал ему аяты главы Кyр`ана «Завернувшийся». Впрочем, в данном отношении имеются некоторые иные мнения, о которых стоит упомянуть:

а) В сообщении Ибн Джабира (да будет доволен им Аллаh), переданном Бухари в главе о толковании Кyр`ана, говорится, что первые ниспосланные Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует) аяты были из главы «Завернувшийся». Поэтому некоторые теологи полагали, что эти аяты были ниспосланы раньше начальных стихов главы «Сгусток». Но шейх Ибн Хаджар (милость ему Аллаhа) пояснял, что процитированное в данной главе повествование Ибн Джабира (да будет доволен им Аллаh) было сокращено, и в нем отсутствуют два предложения. Мы находим то же самое сообщение у Бухари в главе, посвященной началу откровения. Оно приведено от имама Зухри со слов Ибн Джабира (да будет доволен им Аллаh) и содержит следующие слова:

فإذا الملك الذي جاءني بحراء جالسا على كرسي

«И тут (я увидел) того ангела, который ранее приходил в пещеру Хыра, сидящим на стуле».

Отсюда видно, что аяты главы «Сгусток» были ниспосланы раньше [6]. Впрочем, возможно, истинным будет утверждение о том, что аяты главы «Завернувшийся» были первыми из ниспосланных после паузы в откровении, или что данная глава была первой из полностью переданных, поскольку глава «Сгусток» была ниспослана в пещере Хыра лишь частично.

б) Имам Байхакы приводил сообщение от Амра ибн Хубейля (да будет доволен им Аллаh) о том, что до откровения Пророк говорил Хадидже (да будет доволен ею Аллаh), как слышит слова: «О, Мухаммад! О, Мухаммад!» – когда остается один. И так продолжалось до тех пор, пока в один из дней голос не сказал: «О, Мухаммад! Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаhа, хвала вся Богу, Господу миров…» (до конца первой главы Кyр`ана) [7].

На основе этого повествования шейх Замахшари утверждал, что первой ниспосланной главой Кyр`ана была «Открывающая» («Аль-Фатиха»). Более того, он полагал, что такого мнения придерживалось большинство комментаторов Кyр`ана [8]. Но шейх Ибн Хаджар опроверг его слова и сообщил, что Замахшари здесь ошибся, и найдется очень немного теологов, которые бы согласились с ним, а бо́льшая часть комментаторов Кyр`ана считали, что первыми были ниспосланы начальные аяты главы «Сгусток» [9].

Если говорить о ранее указанном сообщении Байхакы, нужно отметить его собственные слова, когда он сообщал, что если данное повествование верно, то это событие, возможно, произошло после ниспослания глав «Сгусток» и «Завернувшийся» [10]. Шейх Анвар Шах Кашмири говорил о возможности двукратного ниспослания главы «Открывающая» (как это происходило с некоторыми аятами): первый раз – до «Сгустка», второй раз – после него. В этом случае нам следует признать, что первое чтение «Открывающей» не было кораническим откровением, то есть ангел просто прочел эту главу, а впоследствии, в назначенное время, она была ниспослана как часть Кyр`ана [11]. В любом случае, все сообщения, за исключением данных трех, говорят о том, что первыми были ниспосланы начальные аяты главы «Сгусток». Шейх Суюти в подтверждение данного взгляда цитировал ряд различных повествований [12].

Примечание

[1] См. Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 41, глава 16.

[2] Тахир Курди. История Корана. – Джидда: 1365 г. х. – Стр. 20.

[3] Широко известно, что в ранг пророков он был посвящен в месяце раби-уль-аввале посредством пророческих снов. Так продолжалось шесть месяцев. Затем в месяце рамадане начал ниспосылаться Коран. (Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 42)

[4] См. Ибн Джарир Табари. Собрание пояснений в отношении толкования Корана. – Египет. – Том 10, стр. 7.

[5] Бухари. Сахих. – Глава о том, каково было состояние Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда снизошло откровение.

[6] Ибн Хаджар. Торжество Творца. – Том 1, стр. 23. Подробнее см. Анвар Шах Кашмири. Богатство Творца. – Том 1, стр. 25; Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 24–25.

[7] Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 25.

[8] Замахшари. Раскрытие истин тайн откровения. – Каир: Истикама пресс, 1365 г. х. – Том 4, стр. 775.

[9] Ибн Хаджар. Торжество Творца. – Том 8, стр. 580 (глава о толковании Корана, сура «Читай»).

[10] Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 25.

[11] Анвар Шах Кашмири. Богатство Творца. – Том 1, стр. 25.

[12] Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 24.

Муфтий Мухаммад Таки Усмани аль-Ханафи, из книги: «‘Улум аль-Кур’ан»

По материалам: http://islamdinr.ru/
date10.04.2018readCount175printРаспечатать