11 вопросов о Рамадане
1. Когда начинается месяц Рамадан?
Начало месяца Рамазан устанавливается тремя способами:
Первый – видение луны в конце месяца Шаабан, для этого достаточно, если перед имамом засвидетельствует хоть один, соблюдающий каноны и нормы Ислама, мусульманин.
Второй – завершение 30 дней месяца Шаабан. Подобное необходимо в тех случаях, когда видеть луну невозможно, например, из-за облачности, а также в том случае, когда ни один мусульманин не обратился к имаму с заявлением, что он видел новолуние.
Доводом в пользу вышеизложенных норм является хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится:
«Поститесь, когда увидите новолуние и перестаньте соблюдать пост, когда увидите новолуние. А если из-за облачности вы не сможете увидеть луну, то начинайте поститься после истечения 30 дней месяца Шаабан» («Сахих аль-Бухари», № 1810; «Сахих Муслим», № 1080).
صوموا لرؤيته وأفطروا لرؤيته فإن غم عليكم فأكملوا عدة شعبان ثلاثين يوما
А также хадис, переданный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах): «Некий бедуин пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: “Поистине я видел луну”. Пророк (мир ему и благословение) спросил его:
“Свидетельствуешь ли ты, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха?”(тем самым удостоверяясь в том, что он мусульманин), тот ответил: “Да!”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “О Билял, прокричи азан, пусть мусульмане начнут поститься с завтрашнего дня”» («Маварид аз-замъан», № 870; «Мустадрак аль-Хаким», 1/424).
При видении луны в одном населённом пункте обязательно поститься и жителям близлежащих населённых пунктов. Близлежащими населёнными пунктами являются те города и села, у которых единый часовой пояс.
Основанием вышеизложенного является хадис, переданный сподвижником Пророка Курайбом (да будет доволен им Аллах), в котором Курайб (да будет доволен им Аллах) говорит:
«Будучи в Шаме (территория нынешней Сирии, Иордании, Палестины и Ливана) в пятничную ночь я видел новолуние. А в конце месяца Рамадан я прибыл в Медину. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) спросил меня: “Когда вы (имея виду жителей Шама) увидели луну?”. Я ответил: “В пятничную ночь”. Ибн Аббас уточнил: “А ты сам видел её?”. Я ответил: “Да! Остальные люди тоже видели её и начали поститься, включая и Муавию (правитель Шама)”. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “А мы видели луну в субботнюю ночь и мы не перестанем поститься, пока не завершим 30 постов или не увидим молодой месяц”. “А разве нам недостаточно того, что Муавия видел луну и начал поститься? (т.е. почему не ведём начало месяца Рамазан согласно видению луны в Шаме, т.е. на день раньше?)”. Ибн Аббас ответил: “Нет, так велел поступать Посланник Аллаха (мир ему и благословение)”».
Именно поэтому мусульманские богословы и вынесли решение о том, что, если мусульманин начал поститься, увидев луну в своём населённом пункте, а затем отправился в путешествие в далёкий (так, что часовые пояса отличаются) населённый пункт, ему обязуется завершить месяц Рамазан тогда, когда его завершат в местности, в которую он прибыл. Это положение распространяется даже на того, кто уже завершил 30 постов, потому что по Шариату, с того момента, как он прибыл в новый населённый пункт, он как бы становится одним из жителей этой местности, следовательно, должен соблюдать пост так же, как и все остальные жители.
Если в местности, в которую прибыл мусульманин, увидели луну (указывающую на завершение месяца Рамадан и наступление Шавваля), то он обязан отпустить пост. И не имеет значения, он соблюдал всего 28 постов (потому как в этой местности Рамадан мог быть 29 дневным) или 29 постов (потому как Рамадан мог быть 30 дневным). Однако в первом случае, когда приезжему пришлось разговляться вместе с жителями, тогда как он соблюдал всего 28 постов, ему обязуется восполнить один пост в любое удобное для него время после праздничного дня Ид аль-фитр (праздник разговенья), потому что минимальное количество дней месяца Рамазан бывает 29 дней.
Тот же, кто отправился в путь в праздничный день (Ид аль-фитр), в местность, в которой всё ещё постятся, обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост до наступления времени вечерней молитвы.
Третий – хисаб (подсчёт). Есть богословы, которые говорят, что начало и конец месяца Рамадан можно устанавливать согласно лунному календарю. Следуя этому мнению, тоже можно начинать поститься и разговляться.
2. С какого времени мусульманам был предписан пост в месяц Рамадан?
Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Шаабан, во втором году по хиджре. Само же явление поста имело место быть и до Ислама, он был предписан Всевышним и предыдущим народам, а также среди Ахль аль-китаб (иудеи и христиане). Аллах в Кyр`ане сказал:
«О те, которые уверовали, предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязливыми» (сура «Аль-Бакара» аят 183).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
Отличительной чертой в соблюдении обязательного поста между мусульманами и другими, былыми или нынешними общинами является то, что мусульман предписано его соблюдение именно в месяце Рамадан.
В другом аяте говорится:
«Месяц Рамадан, в который ниспослан был Кур`ан, будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью. Тот же, то застанет из Вас Рамадана - пусть соблюдает пост ...» (сура «Аль-Бакара», аят 185)
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
Также есть изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданное Ибн Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), в котором говорится:
«Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплачивании закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамадан» ( «Сахих аль-Бухари», № 8; «Сахих Муслим», № 16).
عَنْ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ شَهَادَةِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ وَالْحَجِّ وَصَوْمِ رَمَضَانَ
Есть ещё один хадис, в котором рассказывается, как к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл некий бедуин и спросил: «Скажи мне, что Аллах из поста обязал мне?», на что Пророк (мир ему и благословение) ответил:
“Соблюдение поста в месяце Рамазан» («Сахих аль-Бухари», № 1792; «Сахих Муслим», № 11).
اخبرني ماذا فرض الله علي من الصوم فقال صيام رمضان
3. С какого времени надо начинать поститься и когда можно отпускать пост?
Время поста начинается с началом истинного рассвета, т.е., того, свет которого распространяется по всей ширине горизонта и продолжается до захода солнца, т.е., до того момента, пока солнечный диск не опустится за горизонт. Иначе говоря, соблюдать пост надо с наступления времени утренней молитвы до наступления времени вечерней молитвы. Благо, в наше время есть расписания молитв, которые очень сильно облегчают выполнение таких столпов Ислама, как обязательная молитва и пост.
Пост того, кто совершит что-либо из вышеперечисленного, предполагая, что время утренней молитвы ещё не наступило, а в действительности оно уже наступило и это каким-то образом выяснится, нарушается, но вместе с этим, он обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост до конца дня, проявляя уважение к месяцу Рамадан. Аналогично, и в том случае, когда постящийся отпустил пост, предполагая, что время вечерней молитвы уже наступило, а как оказалось, нет, пост нарушается, и ему необходимо возместить этот пост.
4. Как правильно делать намерение на обязательный пост в различных правовых школах?
Намерение – это твёрдое желание, цель совершить что-нибудь. Чтобы наше благое деяние засчиталось, достаточно, чтобы намерение было в сердце, но желательно, чтобы мы его ещё и произносили вслух. А простое произнесение слов, без цели совершения чего-либо конкретного не считается намерением. Обязательность намерения обуславливается следующим хадисом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение):
«Деяния принимаются и оцениваются по их намерению…» («Сахих аль-Бухари», № 1; «Сахих Муслим», № 1907).
إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ
Когда намерение делается для соблюдения поста в месяце Рамазан, т.е., для обязательного поста, то ещё необходимо, чтобы:
1. Желающий соблюдать пост намерился на это ещё до того, как приступит к соблюдению поста, а именно, до наступления времени утренней молитвы. Если намерение будет сделано после наступления времени утренней молитвы, то оно считается недействительным, следовательно, и пост не засчитается. Ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Пост того, кто не намерится соблюдать пост до наступления времени утренней молитвы, недействителен» («Сунан ад-Дарукутни», 2/172; «аль-Байхаки» 4/202).
من لم يبيت الصيام قبل الفجر فلا صيام له
2. Определение конкретного вида поста, который он собирается соблюдать: месяца Рамазан или штрафной пост. Если просто намериться поститься, но без уточнения – намерение недействительно. Поскольку в изречении Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано:
«Деяния принимаются и оцениваются по их намерению и каждому человеку будет зачтено то, на что именно он намерился...» («Сахих аль-Бухари», № 1; «Сахих Муслим», № 1907).
إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ وَلِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى
3. Возобновление намерения каждую ночь для каждого поста. Чтобы пост был действительным, необходимо каждый день до наступления времени утренней молитвы делать намерение соблюдать пост на текущий день. Одного намерения на весь месяц, на все посты недостаточно, поскольку каждый пост, хоть и ежедневно повторяется, считается отдельным поклонением, а как мы поняли из вышеприведённого хадиса, каждое поклонение нуждается в намерении.
Образец формулировки намерения для обязательного поста в месяце Рамазан: «Я намерен завтра соблюдать обязательный пост месяца Рамадан этого года ради Всевышнего Аллаха».
Согласно мазхабу имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах) намерение даже для обязательного поста месяца Рамадан можно делать вплоть за час до наступления времени обеденной молитвы. Некоторые богословы допускают возможность сделать намерение для поста согласно ханафитскому мазхабу тому, кто забыл сделать намерение до наступления времени утренней молитвы. А согласно мазхабу имама Малика (да будет доволен им Аллах) разрешено делать намерение за все посты месяца Рамадан одним разом в первый же день. Поэтому будет целесообразным воспользоваться этим и сделать намерение за весь месяц по мазхабу имама Малика (да будет доволен им Аллах), а также делать намерение каждую ночь за каждый пост, чтобы на случай, если забудем сделать намерение, не остаться без поста.
5. Чем, кроме обязательного поста, месяц Рамадан отличается от других?
Прежде всего, месяц Рамадан отличается от всех остальных месяцев тем, что именно в нём был ниспослан Кур`ан. Кyр`ан был ниспослан к нижнему небу, и об этом говорится в самом Кyр`ане:
«Месяц Рамадан, в который ниспослан был Кyр`ан, будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью. Тот же, кто застанет из Вас Рамадана - пусть соблюдает пост ...» (сура «Аль-Бакара», аят 185)
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
Рамадан также отличается от других месяцев тем, что именно в нем находится священная, самая великая ночь в году - Ляйлят-уль-кадр (Ночь предопределения и могущества). А эта ночь, проведённая в богослужении, лучше тысячи месяцев, проведённых в поклонении Всевышнему. И об этом тоже говорится в Кyр`ане:
«Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (сура «аль-Кадр»)
لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ
В этом же месяце произошла первая битва мусульман с мушриками (многобожники) – битва при Бадре, в которой они одержали блестящую победу, несмотря на численное превосходство врага, и ещё много примечательных моментов.
6. Кому именно предписан обязательный пост?
Чтобы соблюдение поста было обязательным, необходимо наличие трёх условий:
1. Ислам, т.е., соблюдать пост в месяце Рамаlан обязан только мусульманин. Немусульманин не обязан поститься, т.е., на этом свете с него ни имам, никто-либо другой не вправе требовать от него поститься. Однако не мусульмане будут отчитаны в Судный день не только за неверие, но и за несоблюдение предписаний, в том числе и поста.
2. Таклиф. Таклифом называется наличие в мусульманине таких качеств как совершеннолетие и рассудок, а сам мусульманин, который подпадает под эту категорию, называется мукалляфом, т.е., поститься обязательно только совершеннолетнему мусульманину, достигшему половой зрелости. Потому, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Троим не записываются грехи: 1) спящему, пока не проснётся, 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним, 3) сумасшедшему, пока не поправится» («Сунану Аби Давуда», № 4403).
رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِل
3. Отсутствие обоснованной по Шариату причины, препятствующей поститься или разрешающей разговляться.
Причин, препятствующих соблюдению поста две:
1. Наступление месячных или послеродовых выделений у женщин.
2. Потеря сознания или потеря рассудка в течение всего дневного времени (т.е. со времени утренней молитвы до времени вечерней молитвы). Если потерявший сознание или сумасшедший придёт в себя даже на миг в течение светового промежутка дня, он обязан с этого момента поститься до конца дня.
7. Каковы важные условия соблюдения поста?
Важные условия поста, без соблюдения которых он считается недействительным:
1. Намерение. Обязательность намерения обуславливается следующим хадисом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение):
«Деяния принимаются и оцениваются по их намерению…» («Сахих аль-Бухари», № 1; «Сахих Муслим», № 1907).
إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ
2. Воздержание от всего, что нарушает пост (муфаттырат) в промежутке времени от наступления времени утренней молитвы до наступления времени вечерней молитвы.
8. Что способно нарушить пост и сделать его недействительным?
1. Целенаправленный приём внутрь любой пищи, будь то еды или напитка, каким бы малым оно не было. Если съел или выпил что-либо, забыв, что постишься, даже если досыта, пост не нарушается. Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Кто съест или выпьет что-либо, забыв, что он соблюдает пост, пусть продолжает поститься, поистине его накормил и напоил Аллах» («Сахих аль-Бухари», № 1831; «Сахих Муслим», № 1155).
من نسي وهو صائم فأكل أو شرب فليتم صومه فإنما أطعمه الله وسقاه
2. Проникновение в полость физического тела (айн) через естественное (физиологическое) отверстие человека. Под физическим телом следует понимать всё, что можно увидеть невооружённым глазом, а под естественным отверстием: рот, нос, уши, половые органы и задний проход. Нарушающим проникновением через рот считается только тогда, когда физическое тело пройдёт за границу глотки, а именно за границу места возникновения звука ха (ح), а в нос, если физическое тело пройдёт за границу гайморовых пазух, в ушное отверстие – глубже длины одной фаланги пальца. Проникновение любого физического тела в вышеупомянутые естественные отверстия нарушает пост.
К примеру, капли в нос нарушают пост, а капли в глаза не нарушают, поскольку там нет полости. Клизма так же нарушает пост, поскольку физическое тело проникает в полость, а укол, будь он внутримышечный или внутривенный, не нарушает пост. Однако есть богословы, которые утверждают, что если человек не по болезни, а просто для комфортного соблюдения поста ставит капельницы с глюкозой – пост недействителен! Всё это нарушает пост только тогда, когда проникновение тела было осознанно. К примеру, если постящийся забыл, что соблюдает пост и прочистит ушные каналы ватными палочками, пост не нарушается
Также, как он не нарушается, если выпить или съесть что-нибудь по забывчивости. Проникновение в утробу через ротовую полость мухи, мошки, пыли и т.п. также не нарушает пост, потому что остеречься от подобного крайне затруднительно. Глотание собственной слюны тоже не нарушает пост. А тот, кто проглотит слюну, с которой смешалось ещё что-нибудь, например, кровь из дёсен, пост нарушается, даже если прошло время, и слюна вновь приобрела свой естественный цвет. А чтобы пост не нарушился, надо прополоскать рот чистой водой и выплюнуть её всю без остатка, чтобы ни одна капля воды не прошла за границу глотки.
Аналогично, и во время чистки зубов надо быть предельно осторожным, чтобы не проглотить ни воду, ни пасту, а иначе пост нарушается. Относительно желательных действий во время омовения, таких как полоскание рта и носовой полости (мазмазат и истиншак), то проникновение воды не нарушает пост только при условии того, что умывающийся не усердствовал в их полоскании, в противном случае пост нарушается, поскольку он совершает то, что порицается совершать постящемуся.
Если у постящегося между зубами остались остатки пищи и их не удаётся извлечь, пост не нарушается, а если есть возможность очистить ротовую полость, в частности, между зубами от остатков пищи и постящийся не сделает этого, его пост нарушается. Пост не нарушается, если человека вынудили, например, под угрозой расправы съесть или выпить что-либо.
3. Третья причина, по которой нарушается пост - это осознанное вызывание рвоты, даже если ни капли из рвотной массы не проникнет обратно в пищевод и желудок! В хадисе, переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Тому, кто непроизвольно вырвет во время поста, нет необходимости возмещать его (т.е. пост не нарушается). А тот, кто сам вызовет рвоту, пусть возмещает пост» («СунануАбиДавуда», № 2380; «Сунануат-Тирмизи», № 720).
عَن أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ ذَرَعَهُ قَيْءٌ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ
4. Осознанно совершённый половой акт. Половое сношение нарушает пост, даже если не было семяизвержения. Ибо Всевышний в Кyр`ане говорит:
«<...> ешьте и пейте до наступления времени утренней молитвы, а с этого момента соблюдайте пост до наступления времени вечерней молитвы и не сношайтесь во время соблюдения поста» (сура «Аль-Бакара», аят 187).
كُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ وَلَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُم عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ
Половой акт, совершённый забыв о посте, не нарушает пост.
Тому, кто осквернил месяц Рамадан, прервав пост половым актом, должен не только воздерживаться от еды, питья и всего остального, что нарушает пост до захода солнца, но и возместить этот пост после месяца Рамадан. Кроме того, он ещё должен в качестве штрафа поститься два месяца подряд, если физически не в состоянии сделать это, то дать по одному мудду (600 грамм) зерна 60 беднякам.
5. Семяизвержение, произошедшее в результате возбуждения от поцелуя супруги и т.п., а также в результате мастурбирования, нарушает пост. Тому, кто боится возбудиться от поцелуя, грешно делать это, поскольку этим действием постящийся подвергает угрозе обязательный пост. А тому же, кто уверен в себе – порицается, но не запрещается целоваться.
Свидетельством тому служит хадис, переданный Айшей (да будет доволен ею Аллах):
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) целовал меня будучи постящимся, кто же из вас владеет своими желаниями так же, как владел ими Посланник Аллаха» («Сахих Муслим», № 1106).
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُقَبِّلُنِي وَهُوَ صَائِمٌ وَأَيُّكُمْ يَمْلِكُ إِرْبَهُ كَمَا كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَمْلِكُ إِرْبَهُ
Богословы, комментируя слова Айши (да будет доволен ею Аллах) сказали, что смысл её слов заключается в том, что хоть поцелуй и не нарушает пост, его следует избегать, потому что это может послужить причиной семяизвержения или сильного возбуждения, с которым мы не сможем совладать, как мог Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
6. Месячные и послеродовые выделения. Их наступление также нарушает пост, даже если их продолжительность будет недолгой. И, конечно же, пропущенные посты по причине их наступления надо возмещать.
7. Потеря рассудка или, да сохранит нас от этого Всевышний, вероотступничество тоже нарушают пост.
9. Какая категория людей освобождается от соблюдения поста в месяц Рамадан?
Причин, разрешающих не соблюдать пост, три:
1. Болезнь, при которой соблюдение поста наносит вред организму или доставляет сильную боль и недомогание. А если болезнь или боль будут настолько тяжкими, что будет вероятность угрозы жизни – обязуется отпустить пост!
2. Дальнее путешествие. Дальним путешествие считается, когда расстояние пути не менее 83 километров. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост необходимо, чтобы путешествие было дозволенным и продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё, будучи дома, начал соблюдать пост, затем в течение дня отправился в путь, не разрешается разговляться, т.е. прервать пост. Основанием для вышеизложенных двух причин, разрешающих не поститься, служит аят Кyр`ана, в котором говорится:
«<...> тот же, кто болен или в пути, пусть восполнит пост в другое время ...» (сура «Аль-Бакара», аят 185).
وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
3. Бессилие поститься. Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например, язвы желудка, разрешено разговляться. Поститься обязательно тем, кто физически в состоянии делать это. Поскольку в Кyр`ане сказано:
«Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью следует накормить бедняка» (сура «Аль-Бакара», аят 184).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) давая комментарий к этому аяту, сказал, что речь идёт о людях преклонного возраста, которые не в состоянии поститься и которые вместо каждого пропущенного поста должны накормить одного бедняка. («Сахих аль-Бухари», № 4235)
10. Обязательно ли держать пост беременной или кормящей женщине?
Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине или зародышу, или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке, так, что у роженицы может не хватать молока для ребёнка разрешено разговляться, т.е. не поститься. Однако, если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только лишь из опасения нанесения вреда зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов на неё ещё налагается штраф в размере 600 граммов зерна (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост. Для подстраховки будет лучше в качестве мудда рассчитывать не 600, а например, 650 граммов, поскольку зерно может быть нечистым, или какая-то, хоть самая малая его часть может быть испорченной и т.п.
11. Как возмещать пропущенные дни?
Тот, кто пропустил хоть один пост месяца Рамадан, например, из-за болезни, обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. В противном случае, т. е., если пропустивший пост не возместит его до наступления месяца Рамадан следующего года, он обязан, помимо его возмещения, ещё и выплатить штраф. За каждый пост, невозмещённый до наступления следующего Рамадана, необходимо выплачивать штраф в размере одного мудда.
К примеру, если пост был пропущен по причине болезни, и эта болезнь прошла до наступления следующего Рамадана и у человека была возможность наверстать посты, то в таком случае необходимо выплатить штраф.
А если пост не был возмещён до наступления следующего Рамадана по причине того, что не было возможности возместить его, например, из-за той же самой болезни, которая продолжалась до наступления следующего Рамадана, то штраф не накладывается. Если мусульманин, не имея никаких причин, будет откладывать возмещение поста в течение нескольких лет, то штраф ежегодно возрастает на один мудд.
К примеру, если пост был пропущен пять лет назад и не был своевременно (до наступления очередного Рамадана) возмещён, то за каждый пост необходимо выплатить штраф в размере пяти муддов, а не одного. Возрастание муддов прекращается с момента возмещения постов. Например, если был пропущен один пост пять лет назад, но был возмещён ещё три года назад, то штраф будет составлять всего три мудда, а не пять.
К уважительным причинам, из-за которых разрешено не соблюдать пост, а также не возмещать их в срочном порядке, без опасения попасть в грех и наложения штрафа относятся: дозволенное путешествие, болезнь, беременность, грудное кормление и немощность из-за старости. Беременной и кормящей матери, которые не соблюдали пост месяце Рамадан, надо возместить посты в другое время.
Если они (беременная или кормящая мать) решили воспользоваться своим правом не соблюдать пост из опасений за свою жизнь или здоровье или за здоровье своё и ребёнка, им просто надо наверстать пропущенные посты. А если они не соблюдали пост из опасений за жизнь или здоровье плода, или ребёнка, то помимо возмещения они обязаны ещё и выплатить штраф за каждый пропущенный пост.
Если человек, у которого были долговые посты, скончался, так и не сумев или не успев их возместить (по болезни и т. п.), то за такого человека нет необходимости соблюдать пост или выплачивать штраф из оставленного им имущества (наследства). А если человек умер, имея возможность возместить пропущенные им обязательные посты, но не сделал это, то его родственникам желательно возместить их, соблюдая пост за него.
Основанием в пользу не только допустимости, но и желательности возмещения постов за покойного является изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится:
«Однажды некий мужчина пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил его: "О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), моя мать умерла, имея долговые посты целого месяца, стоит ли мне их возмещать за неё?". Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Да, долг перед Аллахом более достоин для возмещения"» («Сахих-уль-Бухари», № 1852; «Сахиху-Муслим», № 1148).
جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي مَاتَتْ وَعَلَيْهَا صَوْمُ شَهْرٍ أَفَأَقْضِيهِ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ قَالَ فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى
Возместить долговые посты за покойного может и человек, не приходящийся ему родственником, но при условии разрешения хотя бы одного из родственников покойного. Также не имеющий родства с покойным имеет право поститься за него, если покойный давал ему на это разрешение или наказал в своём завещании.
Если никто из родственников или посторонних людей с разрешения первых не возьмутся возмещать пропущенные посты покойного, в обязательном порядке необходимо выплатить штраф в размере одного мудда за каждый долговой пост покойного. Средства для выплаты штрафных муддов выделяются из оставленного покойным имущества. В хадисе, переданном ибн Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), говорится:
«Если кто умрёт, имея долговые посты, то пусть из оставленного покойным имущества накормят одного бедняка за каждый пропущенный пост» («Сунанат-Тирмизи», № 817).
مَنْ مَاتَ وَعَلَيْهِ صِيَامُ شَهْرٍ فَلْيُطْعَمْ عَنْهُ مَكَانَ كُلِّ يَوْمٍ مِسْكِينٌ
Один мудд есть одна пригоршня, что равняется 650 граммам. Штрафные мудды отдаются из злаковой культуры или плодов дерева (например, финики). Некоторые учёные разрешают выплачивать штраф ещё и сыром или творогом. Его необходимо давать строго из основного продукта питания того населённого пункта, в котором и выплачивается штраф.
В России, да и в Европе в целом, мудды надо выплачивать пшеницей, поскольку она является основным продуктом питания, в Азии – рисом, в Аравии тоже рисом, но в былые времена и в наше время в некоторых бедуинских племенах мудды выплачиваются финиками, в Канаде – кукурузой и т. д.
Согласно ханафитскому мазхабу закят, а так же штрафные мудды разрешается выплачивать их стоимостью.
Мухаммад-Амин Магомедрасулов
По материалам: https://islam.ru/