4 правила денег согласно Кyр`ану и сунне
А вы знаете, как зарабатывать деньги и как их тратить? Казалось бы, что может быть проще процесса траты имеющихся средств. Однако не всё так просто как кажется на первый взгляд. Как и процесс заработка, так и процесс расходования заработанного имеют свои нюансы. Четыре из них описаны в данном материале.
1. Увеличение благодати в деньгах
Что такое благодать в деньгах? Это возможность максимально эффективно их использовать, чтобы средства расходовались не впустую, а на действительно необходимое и полезное. Полезное, в том числе, и для вечной жизни, ибо мирская жизнь достаточно скоротечна.
Деньги становятся благодатными, только если заработаны дозволенным путём. Заработанные недозволенным путём и лишённые благодати средства, какими бы огромными они ни были, будут потрачены впустую. Поэтому каждый из нас обязан проявлять максимум усилий для получения дозволенного заработка.
Господь в Кyр`ане говорит (смысл):
«Вкушайте блага (из дозволенного халяль) и поступайте праведно (совершая обязательные и желательные поступки)» (аят 51 суры «аль-Муъминун» «Тафсир аль-Джалалайни»)
Посланник Божий ﷺ изрёк:
«Поиск дозволенного заработка – это обязанность, после обязанности (после веры, обязательной молитвы)» (привёл ат-Табарани).
2. Расчётливость в расходование средств
Вместе с обретением материальных благ на нас возлагается обязанность за их правильное расходование. Следует избегать расточительности, проявляя неблагодарность к тем благам, что наделил нас Господь. Но в то же время необходимости избегать и другой крайности, когда в стремлении к бережливости нас поражает жадность и скупость.
Всевышний предостерегает нас об этом в 29 аяте суры «аль-Исра», смысл которого следующий:
«Не будь скупым, расходуя на доброе, будто твоя рука прикована к твоей шее железной цепью, так, что ты не можешь её протянуть. Но и не будь чрезмерно щедрым, протягивая руку и тратя деньги бесконтрольно. Тогда ты станешь либо порицаемым за скупость, либо останешься без денег, раскаиваясь и печалясь».
Также передаются слова Пророка ﷺ:
«Ешьте, пейте, одевайтесь и давайте милостыню (садака), избегая расточительства (исраф) и высокомерия» (привёл имам аль-Бухари).
3. Милостыня (садака)
Милостыня – это удивительная вещь, которая сближает сердца, объединяет людей и укрепляет дружбу. И ещё она увеличивает благодать в нашем имуществе. Так же милостыня лечит нас и наших близких. Пророк ﷺ изрёк:
«Уберегайте ваше имущество закятом, лечите ваших больных милостыней и отворачивайте беды мольбой» (привели Абу Давуд и ат-Табарани).
Делясь своим имуществом с нуждающимися мы не в коей мере не уменьшаем своего удела, который дарован нам Самим Господом. Более того, Всевышний обещает увеличить удел дающего милостыню (смысл):
«Кто даст Аллаху добрую ссуду (искренне расходуя имущество на нужды религии и давая беспроцентный долг нуждающемуся), тому Он увеличит ее (израсходованное имущество) многократно. Аллах сокращает (пропитание) и увеличивает (его кому пожелает). К Нему вы будете возвращены (для получения воздаяния)» (245 аят суры «аль-Бакара»)
В другом аяте говорится (смысл):
«Вы ни в коем случае не обретете благочестия (и Божьего довольства), пока не будете расходовать (на пути Господа) из того (имущества), что вы любите, и сколько бы вы ни расходовали, Аллах знает об этом (и сполна воздаст вам)» (92 аят суры «Алю Имран»).
4. Упование на Бога
Проявляя усердие в поиски мирских благ, нельзя забывать об уповании на Творца, Который и дарует их нам.
Об этом нам напоминает Сам Господь в Священном Кyр`ане (смысл):
«(Аллах даст ему выход) И наделит его уделом оттуда, откуда тот даже и не рассчитывает (его получить). Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно. Поистине, Аллах завершает всё (что Он пожелал совершить). Аллах сделал для всего (для каждого творения) меру (предопределил всё ещё до его сотворения)» (3 аят суры «ат-Таляк»).
О том, что уповающий на Всевышнего не останется без удела, говорится и в изречении Пророка Мухаммада ﷺ:
«Если бы вы уповали на Аллаха надлежащим образом, то Он наделял бы вас уделом так же, как наделяет птиц, которые улетают голодными, а возвращаются сытыми» (привели имамы Ахмад, ат-Тирмизи и ан-Нисаи)
Здесь мы видим, что упование на Бога не должно побуждать к оторванности от реальности и безделью. Упование на Всевышнего должно имеет связь с трудом, с определёнными действиями. Ведь птице необходимо, чтобы она вышла из своего гнёздышка искать себе пропитание, и Аллах даёт ей пропитание, она возвращается с сытой. И мы также должны трудиться, усердствовать, при этом всем сердцем уповая на Всевышнего.
В хадисе говорится, что однажды некто спросил Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха, мне привязать верблюда и уповать на Аллаха, или же отвязать и уповать?» Пророк ﷺ ответил:
«Привяжи и уповай!» (привёл ат-Тирмизи).
По материалам: https://islam.ru/