5 факторов, отвлекающих нас во время намаза

23 февраль 2023 1157 0
Режим чтения

Намаз верующего состоит из обязательных и желательных действий. Поминание Аллаха, обращение к Нему и действия намаза без смиренности, искренности и присутствия сердца не достигают нужной цели. Ведь речь человека бессмысленна, если она не выражает то, что у него в душе.

От Нафи‘а, вольноотпущенника ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал своим наместникам:

إِنَّ أَهَمَّ أَمْرِكُمْ عِنْدِي الصَّلَاةُ فَمَنْ حَفِظَهَا وَحَافَظَ عَلَيْهَا حَفِظَ دِينَهُ وَمَنْ ضَيَّعَهَا فَهُوَ لِمَا سِوَاهَا أَضْيَعُ

«Поистине, наиважнейшим делом я считаю намаз. Тот, кто дорожит намазом и совершает его как положено, сохранит свою религию, а кто пренебрегает намазом – с большей лёгкостью нарушит и остальное в Исламе» (Имам Малик)

Хасан Аль-Басри сказал:

كل صلاة لا يحضرها قلبك فهي إلى العقوبة أسرع مِنْها إلى الثواب

«За намаз, который верующий совершает без присутствия сердца (хузура), он, скорее, будет наказан, а не получит награду».

К сожалению, мы часто недостаточно смиренны во время намаза. Можно даже сказать, что это происходит с каждым, кто совершает намаз. Смиренность в намазе имеет очень важное значение.

Ведь намаз без хузура подобен пламени, который не даёт никакого тепла. Следовательно, намаз, совершённый без присутствия сердца, не принесёт верующему ничего, кроме снятия обязательства совершения намаза.

Поэтому мусульмане должны стремиться наполнять намаз смыслом и ни на что не отвлекаться от намаза. Чтобы совершить намаз таким образом, молящийся должен избегать факторов, отвлекающих его во время намаза.

 

1. Лишние мысли, не связанные с совершением намаза

Шайтан всё время стремится отвлечь верующего от намаза и постоянно заставлять молящегося думать во время совершения намаза, о чём угодно, но только не о самом намазе.

Также причиной возникновения посторонних мыслей во время намаза может быть то, что человек видит или слышит. От подобных причин возможно избавиться, совершая поклонение в уединённом тёмном месте, в котором нет ничего отвлекающего. А тому, кто совершает намаз в мечети, следует опустить взгляд и стараться не обращать внимание на происходящее кругом.

Молящийся также может избавиться от лишних мыслей, принуждая свою душу (нафс) вникнуть в действия намаза и в то, что он читает. Таким образом, он может отвлечь себя от посторонних мыслей и сконцентрироваться при намазе только на поклонении Аллаху.

 

2. Спешка в намазе

Шайтан также пытается внушить молящемуся мысли о незаконченных делах. Именно во время совершения намаза мы вспоминаем о самых важных своих делах, проблемах и ищем пути их решения. Это заставляет человека поскорее завершить поклонение, что неизбежно отвлекает нас от самого намаза.

Мы должны понять, что это всё уловки шайтана, чтобы отвлечь нас от намаза. Всевышний Аллах непременно приведёт все наши дела в порядок, если наше поклонение будет усердным и искренним.

 

3. Сомнения о правильности омовения

Чаще всего человека отвлекают от намаза сомнения в правильности омовения, в чистоте места, тела и одежды. У многих во время совершения намаза возникает мысль, что их омовение может быть недействительным.

От ‘Аббада ибн Тамима передаётся, что его дядя ‘Абдуллах бин Зайд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) однажды спросил у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что следует делать человеку, которому показалось, что во время молитвы у него испортилось омовение.  Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на это ответил:

لاَ يَنْصَرِفْ  حَتَّى يَسْمَعَ صَوْتًا أَوْ يَجِدَ رِيحًا

«Пусть не прекращает намаз, пока не услышит звук или не почувствует запах» (Бухари, 137; Муслим, 361; Абу Давуд, 176)

Это означает, что если человек совершил омовение со всеми его обязательными действиями, он не должен прекращать намаз из-за сомнений, наущений и нашёптываний шайтана, если у него нет полной уверенности в том, что омовение нарушилось. А если тело, место для намаза и одежда были чистыми, то они таковыми и останутся, пока не будут однозначно загрязнены.

 

4. Не поворачиваться по сторонам и не смотреть в небо

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لَا يَزَالُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مُقْبِلًا عَلَى الْعَبْدِ، وَهُوَ فِي صَلَاتِهِ، مَا لَمْ يَلْتَفِتْ، فَإِذَا الْتَفَتَ انْصَرَفَ عَنْهُ

«Всемогущий и Великий Аллах обращён к Своему молящемуся рабу до тех пор, пока тот не посмотрит по сторонам, и тогда Он покидает его» (Абу Давуд, 909)

От ‘Убайдуллаха ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил:

إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ فِي الصَّلَاةِ فَلَا يَرْفَعْ بَصَرَهُ إِلَى السَّمَاءِ أَنْ يُلْتَمَعَ بَصَرُهُ

«Когда кто-нибудь из вас пребывает в намазе (совершает намаз), пусть ни в коем случае не поднимает взор к небу, чтобы его не лишили зрения» (Имам Ахмад, 22516; Ан-Насаи 1194)

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды она задала Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) вопрос о тех, кто поворачивает голову по сторонам во время намаза, и он ответил на это:

هُوَ اخْتِلاَسٌ يَخْتَلِسُهُ الشَّيْطَانُ مِنْ صَلاَةِ الْعَبْدِ

«Это кража шайтана, тайно похищающего нечто из молитвы раба Аллаха» (Бухари, 751; Абу Дауд, 910; Тирмизи, 590)

 

5. Отвлекающая обстановка

Немаловажной для полноценного совершения намаза является окружающая обстановка. Молящийся не может сосредоточенно совершать намаз, если что-то его отвлекает. Его может отвлечь даже разноцветная одежда, картинки и надписи на одежде и месте совершения намаза.

Человека может отвлекать от намаза не только окружающая обстановка, но и внутреннее состояние. Так, молящегося отвлекает накрытый стол, особенно если он голоден. То же самое касается ситуации, когда человеку нужно справить нужду.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لَا صَلَاةَ بِحَضْرَةِ طَعَامٍ، وَلَا هُوَ يُدَافِعُهُ الْأَخْبَثَانِ

«Не будет совершён полноценный намаз человеком, когда еда уже подана на стол или когда его отвлекают от намаза позывы к удовлетворению большой или малой нужды» (Муслим, 560)

Также молящегося отвлекает от намаза сонливость и дремота. В таком состоянии лучше отложить намаз на некоторое время и немного поспать, пока сонливость не пройдёт. Однако, если время намаза не исходе, человек не может его отложить. В таком случае он должен найти другой способ отогнать сонливость и срочно совершить намаз.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا نَعَسَ أَحَدُكُمْ فِى الصَّلاَةِ فَلْيَنَمْ حَتَّى يَعْلَمَ مَا يَقْرَأُ

«Если кто-нибудь из вас задремлет во время молитвы, пусть поспит, пока его сонливость не пройдёт, и он будет понимать, что читает» (Бухари, 213)

Стоит отметить, что человека с крепким иманом и искренним сердцем ничто не может отвлечь во время намаза, ведь сахабы (да будет доволен ими Аллаха) обладали способностью совершать намаз даже на поле боя, даже будучи ранеными. Они как никто другой осознавали, что любой намаз может оказаться последним. Нам, конечно, о таких способностях остаётся только мечтать, поэтому очень важно, чтобы ничто не отвлекало нас от намаза. 

Намаз – это ключ к счастью и успеху в обоих мирах. Если мы не воспользуемся этим ключом, то врата милости и прощения Аллаха могут не раскрыться перед нами. Неполноценный намаз подобен некачественной работе или инструменту. Такой инструмент будет бесполезным в достижении поставленных целей. Точно так же и неполноценно совершённый намаз не принесёт пользы.

Пусть Всевышний Аллах примет наше поклонение и поможет в достижении всех наших целей!

 

Мухаммад Султанов

По материалам: https://islamdag.ru/ 

Комментарии Вход