5 видов никаха в исламе
В Шариате выделяют пять категорий никаха:
1. Обязательный (ваджиб) – когда человек опасается впасть в прелюбодеяние, если отложит никах. То есть, если молодой человек или девушка чувствуют, что они могут совершить грех, то вступление в никах (брак) для них становится обязательным.
Никах в данном случае единственный верный выбор, который приведет человека к цели, к милости Аллаха Субханаху ва Та‘аля, к счастью и благополучию. Иначе он согрешит. Кто опасается этого, обязан жениться и защитить себя от запретного.
2. Запретный (харам) – когда у человека есть отклонения и недостатки, связанные с физиологическим и психологическим здоровьем, нравственным образом жизни.
К примеру, человек, рядом с которым невозможно гарантировать безопасность женщины и детей, если существует страх, что он будет бить ее, не сможет содержать и тому подобное. В этом случае запрещено женить такого человека или выдавать за него замуж.
3. Желательный (мустахаб) – когда у тех, кто собирается связать себя узами брака, спокойный темперамент, они способны контролировать себя, но все равно опасаются совершения греха, отсутствуют какие-то внешние факторы, мешающие семейному счастью, для них желательно жениться.
4. Нежелательный (макрух) – когда человек беден и опасается, что он станет таким, как в случае с запрещенным браком.
В этом случае никах не принесет пользы никому, а лишь обременит всех. И если нет серьезного риска впасть в грех, тогда никах для такого человека считается нежелательным.
5. Дозволенный (мубах) – когда никах не является обязательным или желательным, человек может сдерживать себя, не впадая в грех, при этом у него нет достаточного имущества, чтобы содержать семью.
Мусульман очень часто упрекают в таких вещах, как ранние браки. Шариат в этом случае говорит: если человек достигает совершеннолетия, умственной зрелости, имеет финансовые возможности, то с этого момента он имеет право вступать в брак.
Почему Аллах Субханаху ва Та‘аля заостряет на этом внимание? Когда во время никаха у парня спросят, согласен ли он взять в жены и он скажет «да, я согласен», то все родительские обязанности, в том числе, кормить, одевать, заботиться – все потребности, которые могут быть у супруги, с этого момента перекладываются на него, он начинает нести полную ответственность за нее.
Отныне каждый кусочек хлеба, который он принесёт в дом, засчитывается ему как милостыня, а за каждую ее слезинку, по причине несправедливости с его стороны, ему записывается грех. Как только молодой человек произнес «да, я взял ее в жены», с этого момента он полностью весь груз, всю ответственность за нее он берет на себя.
Рустам Хайруллин "Уроки семьи"
По материалам: https://islam-today.ru/