6 правил обращения с деньгами
Люди стремятся обладать деньгами, иметь как можно больше материальных благ. Но всегда ли мы умеем обращаться с деньгами должным образом, так, чтобы богатство принесло максимум пользы и минимум вреда? Полагаем предложенные ниже шесть правил обращения с деньгами будут вам полезны.
1. Деньги следует зарабатывать только дозволенным способом
От того, насколько деньги заработаны дозволенным способом, зависит многое в жизни человека. К сожалению, многие относятся к этому вопросу крайне беспечно и не обращают внимания, дозволенным путём они зарабатывают деньги или запретным.
Подобная беспечность людей была предсказана Посланником Божьим ﷺ, который изрёк:
«Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он станет приобретать» (аль-Бухари).
При этом и Господь и Его Посланник повелевают нам стремиться лишь к дозволенному заработку. Так аят Кyр`ана гласит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ
Смысл: «О люди! Ешьте то, что (дано вам) на земле из дозволенного и чистого, и не следуйте по пути шайтана. Поистине, он для вас – явный враг» (168 аят суры «аль-Бакара», «Калям Шариф. Перевод смыслов»).
Пророк Мухаммад ﷺ изрёк:
«О люди, поистине, Аллах чист от всех недостатков, и Он не приемлет ничего, кроме чистого (благого). И поистине, Аллах повелел верующим то же самое, что повелел и посланникам (мир им)» (Муслим).
Также в хадисе говорится:
«Любое тело, которое вскормлено запретным, больше всего заслуживает Огня!» (Абу Ну’айм и аль-Байхаки)
2. Закят необходимо выплачивать вовремя
Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, чьё богатство достигло определённого уровня.
Всевышний в Кyр`ане, говоря о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придаётся закяту в Исламе:
وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَمَا تُقَدِّمُوا لِأَنفُسِكُم مِّنْ خَيْرٍ تَجِدُوهُ عِندَ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
Смысл: «(О верующие!) Совершайте (полноценно) намаз и выплачивайте закят. (Вознаграждение за) Все хорошее, что вы приготовите для себя, вы найдете у Аллаха. Поистине, Аллах видит все, что вы делаете (и воздаст вам за ваши поступки)» (110 аят суры «аль-Бакара», «Калям Шариф. Перевод смыслов»).
Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность, это – обязанность. В возложении закята много мудростей и пользы. Закят борется с бедностью, усиливает братство между мусульманами, воспитывает в них щедрость, очищает от жадности и скупости сердца, придаёт баракат материальному состоянию, преувеличивает имущество и отгоняет беды от него.
Также нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определённого достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не выплачиваем закят, то получается, что мы как бы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Согласитесь, это непристойный поступок.
3. Не быть скупым и расходовать деньги на помощь нуждающимся
Обретя определённое количество денег, ни в коем случае нельзя забывать о тех, кто испытывает материальные трудности. Поэтому помимо выплаты обязательного закята следует помогать нуждающимся. Здесь необходимо осознать, что отданные нами средства в пользу неимущих нисколько не уменьшат нашего удела, а наоборот только увеличат его. Щедрость притягивает деньги, а скупость и жадность только отталкивает их.
Всевышний и Его Посланник ﷺ порицают такие качества как скупость и жадность. Аят Кyр`ана гласит:
فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ وَاسْمَعُوا وَأَطِيعُوا وَأَنفِقُوا خَيْرًا لِّأَنفُسِكُمْ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
Смысл: «Бойтесь же Аллаха по мере своих возможностей, слушайте (Его назидания), повинуйтесь (Его повелениям) и расходуйте (часть вашего имущества) на благо самим себе (получая за это награду в вечности). Кто защитит себя от собственной скупости, тот преуспеет (и спасётся)» (16 аят суры «ат-Тагабун», «Калям Шариф. Перевод смыслов»).
Пророк ﷺ изрёк:
«Щедрый близок к Аллаху ﷻ, близок к людям, близок к Раю и далек от Ада. Скупой же далёк от Всевышнего, далек от людей, далёк от Рая и близок к Аду. Невежественный, неграмотный, но щедрый более любим Господом, нежели набожный, молящийся Ему, но скупой» (ат-Тирмизи).
4. Избегать расточительности в трате денег и имущества
Расточительство (исраф) в расходовании дарованных нам Господом средств является крайне порицаемым действием. Расточительство – это знак неуважения и непочтения по отношению к нашему Создателю. Ведь мы с вами не хозяева своего имущества, мы лишь пользователи и будем спрошены за то, как его использовали.
Господь так упоминает расточителей в Кyр`ане:
إِنَّ الْمُبَذِّرِينَ كَانُوا إِخْوَانَ الشَّيَاطِينِ وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِرَبِّهِ كَفُورًا
Смысл: «Поистине, расточительные люди – братья шайтанов (то есть находятся на их пути). А шайтан был неблагодарен своему Господу» (27 аят суры «аль-Исра», «Калям Шариф. Перевод смыслов»).
О тех, кто расходует средства должным образом, Господь говорит:
وَالَّذِينَ إِذَا أَنفَقُوا لَمْ يُسْرِفُوا وَلَمْ يَقْتُرُوا وَكَانَ بَيْنَ ذَلِكَ قَوَامًا
Смысл: «Когда они расходуют (средства), то не бывают ни расточительны, ни слишком скупы. Они соблюдают умеренность (в расходах)» (67 аят суры «аль-Фуркан», «Калям Шариф. Перевод смыслов»)
За каждое благо, что даровано нам Всевышним, в том числе за каждую копейку мы будем спрошены в День Суда, как об этом говорится в изречении Пророка ﷺ:
«В Судный День раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о своей жизни: как он её провёл; и о знании его: на что он его использовал; и о его имуществе: как он приобрёл его и на что потратил; и о теле его: как он его использовал» (ат-Тирмизи)
5. Не расходовать средства на запретное и греховное
Деньги дают множество возможностей для самореализации, но при этом возрастает количество соблазнов, которые могут увести состоятельного человека на путь греха и разврата. Нужно контролировать расходование имущества и не допускать, чтобы деньги шли на запретное. К примеру, мы помогаем кому-то деньгами и знаем или предполагаем по каким-то признакам, что это будет использоваться в запретных Исламом делах, например, в производстве или продаже спиртных и табачных товаров и т.д. Ибо согласно хадису
«Тот, кто помог состояться греху хотя бы полусловом, тот соучастник в этом грехе» (Ибн Маджа).
Всевышний в Кyр`ане нас строго предупреждает остерегаться недозволенных деяний:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
Смысл: «О верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть (избежав наказания от Аллаха)» (90 аят суры «аль-Маида», «Калям Шариф. Перевод смыслов»).
وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَا إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلًا
Смысл: «И не приближайтесь к прелюбодеянию (не говоря уже о его совершении)! Поистине, это – разврат и дурной путь» (32 аят суры «аль-Исра», «Калям Шариф. Перевод смыслов»).
6. Стараться избегать долгов
Сформировавшееся в наше время общество потребление, привлекая красивыми картинками роскошной жизни, приучает нас жить не по средствам, нагружая себя бременем долгов. Это крайне порицаемое действие, которое порой лишает человека достоинства. Да, в долги можно залезть, когда в этом есть насущная потребность, когда мы оказались в тяжелой жизненной ситуации, к примеру, заболели и необходимо оплатить дорогостоящее лечение и т.п. Но стоит ли это делать, когда, к примеру, возжелали купить новую модель Айфона?
Посланник Всевышнего ﷺ изрёк:
«Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время» (аль-Байхаки).
При этом взяв в долг какую-то сумму денег, необходимо также вернуть её в оговоренный срок. В хадисе говорится:
«Затягивание (выплаты долга) со стороны богатого человека (который имеет возможность выплатить его) есть притеснение (зульм)» (аль-Бухари и Муслим)
Также Пророк ﷺ изрёк:
«Какой бы человек ни взял в долг, решительно не намереваясь возвращать его хозяину, он предстанет перед Аллахом как вор» (ибн Маджа).
Да сохранит нас Всевышний от запретного заработка, бесцельных трат, одарит имущество благодатью, сделав его средством обретения Рая. Амин!
Рамис Сафиуллин
По материалам: https://islam.ru/