7 золотых правил воспитания в исламе
Есть несколько основных принципов воспитания, которые мы должны запомнить.
Первое – это выслушать
Это относится не только к нашим детям, это относится ко всем нам, касается взаимоотношений со всеми. Так как каждый из нас всё ещё является ребенком, в каком возрасте мы бы не были – 20, 30, 80, 90 лет – мы дети своих родителей, живы они или нет. И мы должны научиться слушать своих детей.
Второе – мы должны постараться разделить чувства ребенка
Пусть даже такими словами как «да», «понятно» или просто промолчать. Пусть это маленькие, малозначительные слова, но употребляя эти слова нужно разделить его чувства. После чего назвать его чувства: «Тебе обидно, ты злишься», – или другие какие-нибудь слова. Самое главное, показать, что нам понятны его чувства, и подарить ему желаемое хотя бы в фантазиях.
Ведь в хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано:
«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям)».
Многим знакома история, в которой рассказывается, как сильнейшие авторитеты того времени, как Пророк ﷺ, Умар и Абу Бакр (р.а.) отнеслись к маленькому ребенку, который плакал и переживал, что его птичка умерла. Пророк ﷺ подошёл к нему, склонился на колени и стал расспрашивать, что случилось.
«Вот я нашёл птичку, кормил её, а она умерла», – отвечает ребенок. Пророк ﷺ внимательно выслушивает ребенка, называет его чувства, проговаривая, что ему тяжело, обидно, но объясняет, что эта птичка не просто умерла, что она ушла к Аллаху Субханаху ва Та‘аля.
Третье – это доброта и любовь
Эти черты – черты правоверного мусульманина, и они же лежат в основе воспитания детей как один из самых важнейших принципов. Для ребёнка самое главное – это наше отношение к нему. Ребёнок ощущает, если мы его обманываем. С ним такие штуки не пройдут.
Мы должны помочь детям вырасти истинно верующими людьми, истинно верующими гражданами современного общества. Самое главное, чтобы они помнили и знали, что даже если мы их не видим, даже если папа и мама не видят, бабушка и дедушка не видят, директор школы не видит, завуч не видит, то их видит Аллах Субханаху ва Та‘аля.
Есть иман, есть ихсан. Ихсан – это то чувство, когда ощущаешь на себе взгляд Аллаха Субханаху ва Та‘аля. Если мы вложим в их сердце подобное чувство, то наши дети будут самыми счастливыми в обоих мирах.
Мы должны стараться, помогать своим детям справиться со своими эмоциями. Очень тяжело себя удержать от того, чтобы давать детям советы. «Я устал, иди, ложись спать», – говорим мы, вроде бы в этот момент вопрос решен. Мы не лезем в душу ребёнку, не помогли ему, не услышали, не поддержали и не проявили солидарность. Он не услышан, это всё осталось у него внутри.
Пророк ﷺ не поступал так ни со взрослыми, ни с детьми. Он всегда задавал какие-либо вопросы, но всегда спрашивал их мнение. Если что-то советовал, то он советовал настолько кратко, конкретно, что у человека не было возможности оправдываться, хитрить или обвинять кого-то.
Важно, чтобы мы сопереживали ребенку. Вместо того, чтобы спрашивать: «Почему ты грустишь? Что случилось? Почему у тебя штаны порванные?» или ещё что-то, составьте простое лаконичное предложение из таких слов, как «я вижу, что ты грустишь из-за чего-то». Там ребёнок сам расскажет, что случилось, почему у него штаны порвались, почему он весь грязный, кто его в эту лужу толкнул, в следующий раз что ему делать, чтобы его больше не толкали.
Все ответы ребёнок даст сам. Такими создал их Аллах Субханаху ва Та‘аля. Им не нужно хитрить, они не умеют хитрить, обманывать. А подобными вопросами мы учим их именно обманывать, оправдываться и хитрить. Пусть Аллах Субханаху ва Та‘аля защитит нас от подобных ошибок.
Детям не обязательно, чтобы мы с ними соглашались. Пророк ﷺ мог и не согласиться с тем же самым ребёнком в каких-то вещах. Но ребенку важно, чтобы его признавали как личность, как ребёнка, как подростка, а порой и как взрослого человека. Если они с каким-либо вопросом, с какой-либо вещью к нам подходят, значит, эта вещь для них очень важна. Он подошел, это самое-самое важное, что есть на свете. Дети – это наше будущее.
Четвертое – чувство безопасности
Дети должны нас слушаться, а не бояться – это основа доверительных отношений. Ни в коем случае нельзя их запугивать гневом Аллаха, Адом, джиннами-шайтанами и так далее. Иначе это может плохо сказаться на здоровье и психике ребёнка, вызывая беспокойство, тревожность и различные фобии.
Пятое – уважайте ребенка и учите его уважать других
Хвалите его на людях, если он совершил что-то благое, но не стыдите его за проступки перед другими, если он попытался скрыть. Лучше обсудить с ребёнком наедине.
Шестое – проявляйте справедливость
Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Относитесь к своим детям справедливо, относитесь к своим детям справедливо».
Ан-Ну‘ман ибн Башир (р.а.) рассказывал, что его отец привел его к Пророку ﷺ засвидетельствовать подарок, который он ему подарил. Посланник Аллаха ﷺ спросил его отца, есть ли у него другие дети. Он ответил: «Да». Посланник Аллаха ﷺ спросил: «И каждому из них ты сделал такой же подарок?» Он ответил: «Нет». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Тогда не проси меня засвидетельствовать эту несправедливость».
Седьмое – направляйте их
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман».
Нельзя допускать того, чтобы их учителями стали телевизор, фильмы, неблагонравные люди и так далее. Наверняка, многие из вас видели фильм про Нуха (а.с.), снятый немусульманами. Очень сильно возмутило, как показывают посланника Аллаха (а.с.), которой пришел после Адама, Шиса и Идриса (а.с.), который пришёл с истиной.
Вначале его показывают убийцей, потом алкашом, затем будто бы он хочет убить своих внуков. Поистине, в этом фильме очень много неправды, лжи. Вся правда об истории пророков, их жизнь описывается в Кyр`ане.
Потому, даже если вы или ваши дети смотрят такие фильмы, необходимо знать, как было на самом деле – что из этого правда, а что вымысел.
Рустам Хайруллин «Уроки семьи»
По материалам: https://islam-today.ru/