Аль-Ахад, Аль-Вахид — Единый и Единственный истинный Бог
Аль-Ахад — Один, Единый и Единственный, Который был, есть и всегда будет одним в Своей божественности. Он — несравненный и нераздельный, и ничто и никто никогда не может сравниться с Ним.
«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (Кур`ан, 7:180)
В этой статье мы поговорим об одном из Имен Аллаха — Единый. Аллах называет Себя Единым в 112-й суре Кyр`ана.
«Скажи: «Он — Аллах Единый» (Кyр`ан, 112:1)
Говоря об Именах Аллаха, особенно об этом Имени, важно помнить о символической связи, существующей между именами и свойствами Аллаха. По мнению ученых, каждое Имя означает определенное свойство, а каждое свойство подразумевает определенное Имя.
Аллах называет Себя Единым, однако при этом Он употребляет два арабских слова «Ахад» и «Вахид». Слово «вахид» обозначает числительное «один».
Когда оно используется как Имя Аллаха, оно означает, что Он — Один Бог. Кроме того, оно означает, что Он — Первый, до Него не существовало ничего, таким образом, Он — Единственный, кто достоин поклонения. Аллах напоминает нам об этом во 2-й суре, когда говорит верующим, что Он, их Бог, Один, и они не должны поклоняться никому иному.
«Ваш Бог — Бог Единственный…» (Кyр`ан, 2:163)
Аль-Ахад (Один и Единственный) — Один, кто уникален в своей Единственности. Он неизменно Один, и никто не может быть Ему подобен ни сутью, ни властью, ни божественностью, ни свойствами и именами.
Приведенный выше аят 112-й суры — один из самых известных и понятных аятов Кyр`ана. С него начинается сура «Аль-Ихлас», или «Очищение». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«"Куль хува Аллаху Ахад" (Скажи: "Он — Аллах Единый") равно трети Кyр`ана» (Сахих Муслим, Ибн Маджа).
Это значит, что понимание этой главы приравнивается к пониманию трети Кyр`ана, ибо она провозглашает фундамент веры (две оставшиеся трети Кyр`ана посвящены правилам и нормам функционального мусульманского общества, а также содержат притчи и сказания). Факт Единственности и Единичности Аллаха составляет основу веры. Имя «Единый (Единственный, Один)» — Имя колоссальной важности.
Аллах называет себя Единственным (Аль-Вахид) во многих аятах Кyр`ана.
«Скажи: "Я — всего лишь предостерегающий увещеватель. Нет божества, кроме Единственного и Всемогущего Аллаха"» (Кyр`ан, 38:65).
«О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?» (Кyр`ан, 12:39).
Объясняя Имя «Единый (Единственный)», шейх Ас-Саади (1889–1956) пишет:
«Аллах — Единственный, Кто уникален в Своих совершенных качествах, никто и ничто не может разделить это с Ним. Верующие должны подтверждать Его Единственность верой, словом и делом, признавая Его абсолютное совершенство, утверждая, что Он уникален в Своей Единственности, и посвящая любое поклонение одному только Ему».
«Нет никого подобного Ему…» (Кyр`ан, 42:11)
Авторитетный богослов VIII века, основатель ханафитского мазхаба Абу Ханифа говорит:
«Аллах один не только числом, но и тем, что нет Ему сотоварищей».
Аллах — Один. Аль-Ахад и Аль-Вахид. Ученые объясняют, что имя Аль-Ахад имеет тот же смысл, что и Аль-Вахид, но с большим акцентом на Единство.
Аль-Ахад, также говорят они, это имя, используемое только в отношении Аллаха и при этом охватывающее все смыслы имени Аль-Вахид. Другие ученые полагают, что слово «Ахад» Аллах использует только чтобы подчеркнуть другой оттенок значения, а именно уникальность, единичность, единственность сущности.
Ахад значит отсутствие кого-либо равного, идентичного или антагонистичного. Ахад — значит один, второй такой невозможен.
Имам Аль-Бухари отмечает, что Аль-Ахад — это Единственный, которому нет подобного или равного. Когда неверные подвергли Биляла ибн Рабаха, человека, которому было предначертано стать первым муэдзином, жесточайшим пыткам, он воззвал к Господу, зная, что Он один может облегчить его боль. Он кричал: «Ахад, Ахад!».
История о Биляле напоминает о том, что всякий раз, когда мы нуждаемся в помощи, у нас есть единственный надежный источник помощи, и это Аллах. Он — Единственный, к кому нам нужно обращаться, потому что Он властен над всем. Всегда помните, что без ведома и разрешения Аллаха даже лист не падает с ветки.
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (Кyр`ан, 6:59)
Аллах называет Себя Одним, Единственным и хочет, чтобы мы называли Его этим именем. Употребление Имен, которым Он нас научил, это способ выразить уважение и благоговение, и оно показывает, что мы слышим слова и заповеди Аллаха и размышляем над ними.
Аиша Стэйси (Aisha Stacey)
По материалам: http://islam.plus/