Астрономия и колдовство: что у них общего?
Об астрономии, изучение которой считается запрещенной, в Сунане Абу Давуда приводится риваят от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху), в котором говорится:
مَنْ اِقْتَبَسَ عِلْمًا مِنَ النُّجُومِ اِقْتَبَسَ شُعْبَةً مِنَ السِّحْرِ زَادَ مَا زَادَ
«Тот, кто изучит какую-либо часть астрономии, станет изучившим одну из частей колдовства. Чем больше этих знаний он будет получать, тем больше будет становиться его колдовство» (Абу Давуд, Тыбб, 22; Ибн Маджа, Адаб, 28).
В книге «Хуляса» говорится: «Нет ничего предосудительного в том, чтобы знать астрономию в тех пределах, которые необходимы для определения времени наступления намазов и определения направления на киблу. Изучение же астрономии сверх этого, считается харамом».
В книге «Бустануль-Арифин» говорится: «Нет ничего предосудительного в знании астрономии в объеме необходимом для проведения расчетов. После того, как человек узнал, как проводить расчеты направления киблы, а также научился вычислять время намазов, изучение астрономии следует прекратить».
В книге «Талимуль-Мутааллим» говорится: «Изучение астрономии является болезнью. Изучение ее является харамом. Так как вместо пользы это приносит один только вред. От предопределения Аллаха Всевышнего невозможно убежать».
Харамом в астрономии является та ее часть, которая именуется астрологией и сутью которой являются прогнозы и предсказания, исходя из положения небесных тел. Например, если в такое-то время произойдет солнечное или лунное затмение, или же землетрясение, то будет то-то и то-то.
Что же касается знаний, позволяющих определить направление на киблу и вычислить время наступления намазов, то они относятся к астрономии.
Поскольку направление на киблу и время, являются обязательными условиями намаза, то обладание знанием, позволяющим проводить эти расчеты, является необходимым. И одной из причин, позволяющей производить подобные расчеты, является знание астрономии. Поэтому ее изучение является разрешенным.
Однако знание астрономии не единственное средство, позволяющее определять направление на киблу и наступление времени намазов, и исходя из этого, ее изучение не является ваджибом. Для определения направления на киблу и наступления времени намазов, нет необходимости в абсолютно точных расчетах, будет достаточно приблизительных.
С другой стороны, на каждого человека не может быть возложена обязанность по изучению астрономии, так как это требует острого ума, сильной интуиции, усердия и трудолюбия. Так как Аллах Всевышний не возлагает на человека того, что ему не по силам.
Точно также, для определения направления на киблу необходимо знать широту и долготу той или иной местности. А это в свою очередь возможно посредством подражания тем, чьи качества богобоязненности и справедливости неизвестны (то есть посредством следования жителям данной местности). Исходя из этого, использование астрономии не является ваджибом.
Что касается других философских знаний, то логика относится к ильму-калям (схоластическому богословию). Тогда как геометрия считается разрешенной.
Что касается других теологических дисциплин, противоречащих шариату, то их изучение считается запрещенным. Однако если изучение этих дисциплин необходимо для того, чтобы опровергнуть заблуждения оппонентов, то в этом случае изучение данных дисциплин считается разрешенным.
По поводу ильму-калям (схоластического богословия) было проведено множество исследований. Все, что соответствует данной дисциплине, так же является ее частью.
Что касается колдовства, магии и других греховных знаний, то их разрешено изучать для того, чтобы защититься от их зла.
Так, например, было сказано: «Я познал зло не для того, чтобы причинять его, а для того, чтобы защититься от него. Тот, кто не знает, что такое зло, причинит его другим».
Что касается хитрости в спорах и диспутах, то по этому поводу в книге «Хуляса» говорится: «Если оппонент выступает без высокомерия, с целью раскрыть правду, то в этом случае проявление хитрости будет считаться макрухом. Если оппонент не хочет раскрывать правду, но при этом говорит без высокомерия, то и в этом случае хитрость будет считаться макрухом. Если же человек разговаривает с тем, кто постоянно его перебивает и ведет себя высокомерно, то в этом случае использование хитрости не будет считаться макрухом. В этой ситуации можно использовать любую хитрость для своей защиты. Так как хитрость, используемая для того, чтобы сломить упрямство и высокомерие оппонента, считается законной».
Автор книги «Хуляса» пишет: «Я слышал, как кады имам говорил: «Если участник диспута хочет унизить своего оппонента, то он сам впадет в куфр. Однако на мой взгляд он не станет кяфиром. Но следует опасаться того, что он может впасть в куфр. Однако в наше время лучше всего не вступать ни в какие диспуты и споры. Так как осталось очень мало тех, кто искренне старается докопаться до правды».
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
По материалам: https://islam-today.ru/