Бесстрашный сподвижник – Хаббаб ибн Аль-Аратт
Во времена джахилии (в доисламскую эпоху невежества) Абу Абдиллах Хаббаб ибн Аль-Аратт ибн Аль-Джандаля Ат-Тамими попал в плен и был продан в рабство на невольничьем рынке Мекки. Его купила знатная женщина из племени курайшитов по имени Умм Анмар Аль-Хуза‘и.
Молодого и способного Хаббаба Умму Анмар отдала на обучение к кузнецу, чтобы тот научил его своему ремеслу и оружейному делу. Хаббаб очень быстро научился кузнечному делу и вскоре стал хорошим мастером.
Когда Хаббаб завершил своё обучение и стал самостоятельным мастером-оружейником, Умм Анмар взяла в аренду мастерскую, купила необходимые инструменты и дала ему возможность усовершенствовать своё мастерство по изготовлению холодного оружия.
За короткое время Хаббаб прославился во всей Мекке как искусный кузнец и оружейник. У него не было отбоя от желающих купить мечи. Помимо умения ковать острые мечи Хаббаб отличался честностью, правдивостью и чистотой работы.
В свои молодые годы Хаббаб обладал ясным умом и мудростью старца. Он очень часто размышлял над положением доисламского общества Мекки, которое по самую макушку погрязло в безнравственности и пороках. Он также размышлял над созданием этого мира и целью своего существования. Он очень надеялся увидеть конец этого мрака и свет в конце тоннеля.
Хаббабу не пришлось долго ждать. Вскоре он узнал, что благая весть появилась на устах одного из лучших мужчин из рода Бану Хашим по имени Мухаммад ибн ‘Абдуллах ﷺ.
Хаббаб поспешил к Пророку ﷺ, и после его проповеди на него нахлынули чувства. Он протянул руку Мухаммаду ﷺ, произнёс шахаду, принял Ислам и стал шестым по счёту сподвижником из тех, что первыми приняли Ислам. Хаббаб принял Ислам до того, как Посланник Аллаха ﷺ начал собирать мусульман в доме Аль-Аркама.
Имам Аль-Бухари передал от Хаббаба (да будет доволен им Аллах) следующее:
أَتَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ مُتَوَسِّدٌ بُرْدَةً، وَهُوَ فِي ظِلِّ الكَعْبَةِ وَقَدْ لَقِينَا مِنَ المُشْرِكِينَ شِدَّةً، فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَلَا تَدْعُو اللَّهَ، فَقَعَدَ وَهُوَ مُحْمَرٌّ وَجْهُهُ، فَقَالَ: لَقَدْ كَانَ مَنْ قَبْلَكُمْ لَيُمْشَطُ بِمِشَاطِ الحَدِيدِ، مَا دُونَ عِظَامِهِ مِنْ لَحْمٍ أَوْ عَصَبٍ، مَا يَصْرِفُهُ ذَلِكَ عَنْ دِينِهِ، وَيُوضَعُ المِنْشَارُ عَلَى مَفْرِقِ رَأْسِهِ، فَيُشَقُّ بِاثْنَيْنِ مَا يَصْرِفُهُ ذَلِكَ عَنْ دِينِهِ، وَلَيُتِمَّنَّ اللَّهُ هَذَا الأَمْرَ حَتَّى يَسِيرَ الرَّاكِبُ مِنْ صَنْعَاءَ إِلَى حَضْرَمَوْتَ، مَا يَخَافُ إِلَّا اللَّهَ
«Однажды я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ, он лежал в тени Каабы, подложив под голову свой плащ. В то время мы терпели со стороны многобожников тяжкие угнетения. Я сказал: "О Посланник Аллаха, не обратишься ли ты к Аллаху за нас?» Тогда он сел, и лицо его покраснело, он сказал: "До вас жили люди, которых раздирали железными гребнями, отделяя мясо и жилы от костей, но это не отвращало их от религии. Были и такие, которым к голове приставляли пилу, а затем распиливали на две половины, но это не отвращало их от их религии. Аллах непременно доведёт до конца это дело, и всадник из Саны будет ехать до Хазрамавта и не будет бояться никого, кроме Аллаха"» (Бухари, 3852)
Также от Кайса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он пришёл к Хаббабу, которому прижгли живот в семи местах, и слышал, как он сказал:
لَوْلَا أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَانَا أَنْ نَدْعُوَ بِالْمَوْتِ لَدَعَوْتُ بِهِ
«Если бы Пророк ﷺ не запретил нам желать смерти, то, поистине, я пожелал бы её» (Бухари, 6350)
После принятия Ислама Хаббаб ни от кого не скрывал свою религию. Узнав об этом, Умм Анмар была вне себя от ярости. Вместе со своим братом Саба‘а ибн Абд аль-‘Узза она немедленно отправилась в мастерскую Хаббаба. К ним присоединилась группа молодых людей из племени Хуза‘а и Музар. Они застали Хаббаба погружённым в свою работу. Первым к нему подошёл Саба‘ и сказал: «Мы слышали о тебе то, во что мы не поверили».
Хаббаб спросил: «Что это?» Тот сказал: «Говорят, ты отступился от нашей веры и последовал за юношей из рода Бану Хашим?» Хаббаб спокойно ответил: «Я не отступил, а уверовал в Единого Аллаха, Которому нет сотоварища, и отказался от ваших идолов. Также я засвидетельствовал, что Мухаммад ﷺ – раб Аллаха и Его Посланник».
Услышав эти слова, Саби‘ и те, кто были месте с ним, накинулись на него и начали бить и пинать его. Они бросали в него всё, что попало под руку – молотки и куски металла, пока он окровавленный не упал без сознания.
На этом мучения Хаббаба не закончились. Ему пришлось перенести множество пыток и унижений со стороны мекканских язычников. Несмотря на все мучения, Хаббаб устоял и продолжал следовать истине. О также отказался от всех соблазнов, которые ему предлагали за отступление от Ислама.
От Хаббаба ибн Аль-Аратта передаётся, что однажды он наблюдал за Посланником Аллаха ﷺ ночью, которую он полностью провёл в молитве вплоть до рассвета, и когда Посланник Аллаха ﷺ завершил молитву, он сказал ему:
يَا رَسُولَ اللهِ، بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي، لَقَدْ صَلَّيْتَ اللَّيْلَةَ صَلَاةً مَا رَأَيْتُكَ صَلَّيْتَ نَحْوَهَا
«О Посланник Аллаха, да будут мои отец и мать выкупом за тебя, сегодня ночью ты совершил молитву, подобную которой я не видел прежде».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَجَلْ إِنَّهَا صَلَاةُ رَغَبٍ وَرَهَبٍ، سَأَلْتُ رَبِّي ثَلَاثَ خِصَالٍ: فَأَعْطَانِي اثْنَتَيْنِ، وَمَنَعَنِي وَاحِدَةً، سَأَلْتُ رَبِّي أَنْ لَا يُهْلِكَنَا بِمَا أَهْلَكَ بِهِ الْأُمَمَ قَبْلَنَا، فَأَعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُ رَبِّي أَنْ لَا يُظْهِرَ عَلَيْنَا عَدُوًّا غَيْرَنَا، فَأَعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُ رَبِّي أَنْ لَا يَلْبِسَنَا شِيَعًا فَمَنَعَنِيهَا
«Да, поистине, это молитва страха и надежды. Я попросил у моего Господа три вещи, две из которых Он дал мне, а одной лишил. Я попросил моего Господа не губить нас за то, за что были погублены прежние общины, и Он дал мне это. Я попросил Аллаха не помогать врагу не из нашего числа взять верх над нами, и Он дал мне это. Я попросил моего Господа не разделять нас на группы, и Он лишил меня этого» (Имам Ахмад, 21053; Ан-Насаи, 1638; Ибн Хиббан, 7236)
В тот день, когда ‘Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пришёл в дом своей сестры Фатимы, чтобы убить её и её мужа Са‘ида, а в итоге принял Ислам, Хаббаб ибн Аль-Аратт находился там и читал Кyр`ан. Когда ‘Умар подошёл к дому, Хаббаб, услышав его шаги, спрятался в углу комнаты. В последующем ‘Умар очень уважал Хаббаба и всегда сажал его рядом с собой.
К концу своей бедной жизни Хаббаб разбогател и владел таким количеством золота и серебра, о котором и не мечтал. Но он распорядился своим имуществом таким способом, до которого никто до него не додумался. Хаббаб положил деньги в одной из комнат своего дома, не закрыв её на ключ. О местонахождении денег знали все нуждающиеся, они заходили в эту комнату и без спроса могли взять столько, сколько им было нужно.
Вместе с тем Хаббаб боялся отчёта за эти деньги и опасался, что Всевышний накажет его из-за них.
Хаббаб ибн Аль-Аратт умер в возрасте семидесяти трёх лет в Куффе в 37 году по хиджре. Погребальную молитву над ним совершил ‘Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), когда он возвращался в Куффу после событий, произошедших при Сиффине.
После этого правитель правоверных ‘Али Ибн Абу Талиб, стоя у его могилы, сказал: «Да смилуется Всевышний Аллах над Хаббабом, ибо принял он Ислам по искреннему стремлению, совершил хиджру в повиновении и жил, как настоящий муджахид».
Мухаммад Султанов
По материалам: https://islamdag.ru/