Человечность в Исламе
Человечность – вторая отличительная особенность Ислама. Целью Ислама является воспитание праведного человека, достойного того, чтобы быть наместником Всевышнего на земле. Праведный человек – основа праведной семьи, ячейка праведного общества и составляющий элемент праведного государства. Он преисполнен качеств человечности и возвышается над своим духовным началом.
Человек убеждения и веры
Мусульманин – это, прежде всего, человек убеждения и веры. Он верит и знает, что его создал Господь, дал ему волю и разум, научил его рассуждать, послал к нему пророков и Священные писания, указавшие ему цель и путь к ней.
Творец создал мир вокруг него, все в нем упорядочил и соразмерил, всему указал направление. И Тот, Кто создал этот мир, прервет его существование и заменит новым миром, вечным, в котором каждый получит то, к чему стремился, и ни с кем не обойдутся несправедливо.
«Мы не создали небо, землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня! Неужели Мы уравняем тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, с теми, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы уравняем богобоязненных с грешниками?» (Кyр`ан, 38: 27-28).
«А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно по истинному обещанию Аллаха. Чья речь правдивее речи Аллаха? Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника» (Кyр`ан, 4: 122-123).
Итак, вера – первое, что выделяет мусульманина среди других людей. И основа его вероубеждения – единобожие, вера в то, что нет создателя, кроме Аллаха, и нет объекта поклонения, кроме Аллаха. Единобожие сотворения и поклонения – понятие неразделимое. Мекканские многобожники верили в Аллаха, как в Творца:
«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» - они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (Кyр`ан, 29: 61).
Но, не смотря на это, они продолжали поклоняться божествам без ясных на то доказательств:
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они - наши заступники перед Аллахом». Скажи: «Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?». Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи» (Кyр`ан, 10:18).
Ислам был послан, чтобы освободить человека от рабства поклонению кому-либо или чему-либо кроме Аллаха. Ислам направляет человека на поклонение только Аллаху, не придавая ему сотоварищей.
«Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы - мусульмане».» (Кyр`ан, 3: 64).
Человек поклонения и обрядов
Мусульманин – это человек поклонения и обрядов, ведь он знает, что мир создан для него, а он сам – для поклонения Аллаху, потому он осознает смысл жизни и своего существования.
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (Кyр`ан, 51: 56-58).
Все в этом мире создано служить друг другу, все зависит друг от друга. А человек создан служить Своему Творцу, поклоняться Ему и не поклоняться кроме Него больше никому. В Кyр`ане сказано:
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение. Ступайте же по земле и посмотрите, каким был конец неверующих.» (Кyр`ан, 16: 36).
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»» (Кyр`ан, 21: 25).
Поклонение в Исламе выражается в исполнении основных обрядов этой религии, являющихся ее столпами. Это – ежедневная пятикратная молитва, выплата налога в пользу малоимущих (закят), пост в священный месяц Рамадан и паломничество в Мекку (хадж). Но мусульманин не ограничивается лишь обязательными актами поклонения, а использует всю свою жизнь для служения Аллаху. Мусульманин поминает Всевышнего в любое время и в любой ситуации:
«…которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (Кyр`ан, 3: 191).
Мусульманин может сделать свою жизнь поклонением Всевышнему, если будет следовать Его руководству.
Человек достоинств и нравов
Мусульманин – это человек достоинств и высоких нравов: он наделен чистотой во всех ее пониманиях, в нем проявляются все положительные качества. Всему этому он учится у посланника Аллаха, который был ниспослан, чтобы довести нравственность человечества до совершенства.
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Кyр`ан, 33: 21).
Как только богобоязненность человека одерживает верх над греховностью, его душа заслуживает благоденствие в этой жизни и спасение в жизни будущей. Так заповедал в Кyр`ане Аллах:
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик (или тем, как Он сделал ее облик совершенным) и внушил ей порочность ее и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто скрыл ее (опорочил, облек в несправедливость)» (Кyр`ан, 91: 7-10).
И нет пользы от поклонения Богу, если оно не отражается положительным образом на нраве и поведении человека. В Кyр`ане сказано, что вера и нравственность - едины:
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз» (Кyр`ан, 23: 1-9).
Обряды поклонения в Исламе призваны очистить душу от грехов и наполнить ее благим, как об этом говорится в Кyр`ане:
О молитве:
«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха - гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите» (Кyр`ан, 29: 45).
О милостыне:
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы - успокоение для них. Воистину, Аллах - Слышащий, Знающий» (Кyр`ан, 9: 103).
О посте:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь» (Кyр`ан, 2: 183).
Нравственность мусульманина – единое и неразделимое целое. Мусульманин справедлив со всеми – с мусульманами и иноверцами, с близкими ему людьми и незнакомыми, с теми, кого он любит, и кого нет.
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Кyр`ан, 4: 135).
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» (Кyр`ан, 5:8).
Человек руководства и законов
Мусульманин, придерживающийся благих нравов и поведения, соблюдает Божественное руководство, данное ему Всевышним в Шариате (законоположении). Аллах установил для человека дозволенное и запретное, дал ему права и обязанности и разъяснил все необходимое. Он не оставил человека без руководства и знания, а указал четкий путь следования, обязал его придерживаться и объяснил, как вести себя в случае непредвиденных ситуаций, как то:
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» (Кyр`ан, 2: 173).
Мусульмане ограничены в своих действиях тем, что дозволено Аллахом. Они не могут делать все, что им заблагорассудится, не согласовывая при этом свои действия с Божественным руководством. Человек – не хозяин своего тела и не может наносить ему вред. Ислам и запрещает все то, что вредит человеку как телесно, так и духовно.
«Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (Кyр`ан, 7: 157).
Человек усердия и призыва
Мусульманин заботится не только о себе, но делает все возможное, чтобы улучшить и исправить положение других людей, призвать их на истинный путь.
«Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Кyр`ан, 103: 1-3).
«Заповедали» означает здесь «призывали к истине и терпению». Мусульманин – это и призывающий, и призываемый. Мусульманин – проповедник по своей природе, ведь он убежден, что ислам послан ко всему миру и стремится проповедовать его истины.
«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»» (Кyр`ан, 12: 108).
Мусульманин начинает свой призыв с ближайшего окружения – своей семьи. Так повелевает нам Аллах в Кyр`ане:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (Кyр`ан, 66: 6).
«Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход - за богобоязненностью» (Кyр`ан, 20: 132).
А затем его призыв распространяется и на всех остальных людей. Он побуждает людей совершать благое и предостерегает от порицаемого. Мусульманин не должен пренебрегать призывом и вести себя так, будто все, что происходит вокруг, его не касается. Если он стал свидетелем порицаемого, он должен попробовать остановить его рукой, если не может – словом, а если нет – хотя бы своим сердцем, но это будет наименьшим проявлением веры.
«Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (Кyр`ан, 5: 78-79).
Словесное донесение исламского призыва до людей считается в Исламе проявлением усилия (джихада), подобно тому, как сказал своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) Всевышний:
«Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Кyр`ана) великую борьбу» (Кyр`ан, 25: 52).
Этот аят был ниспослан в Мекке еще до того, как Аллах вменил мусульманам в обязанность совершать вооруженный джихад.
А если свою идеологию стремятся распространить придуманные или искаженные человеком религии, распространение ислама как последней и завершающей религии тем более обязательно, чтобы свершилось обещанное Аллахом:
«Он - Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (Кyр`ан, 61: 9).
«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?» (Кyр`ан, 41: 53).
Человек знаний и разума
В Исламе нет противоречий между верой и разумом, верой и знаниями. Потому мусульманин является не только человеком убеждений и веры, но и разума и знаний. Ислам побуждает человека к формированию убеждений на твердой уверенности и понимании, а не на сомнении или традициях предков. Кyр`ан призывает всех последователей искаженных религий:
«Они сказали: «Не войдет в Рай никто, кроме иудеев или христиан». Таковы их мечты. Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду»» (Кyр`ан, 2: 111).
«Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете»» (Кyр`ан, 6: 148).
Коран доказывает несостоятельность доводов язычников:
«У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь предположениям, хотя предположения не могут заменить истину» (53: 28).
А о тех, кто поклоняется изваяниям, сказано:
«Они следуют лишь предположениям и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним» (Кyр`ан, 53: 23).
При этом Кyр`ан критикует тех, кто слепо следует обычаям предков и оправдывает этим свои действия:
«Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам»» (Кyр`ан, 43: 23).
«Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», - они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?» (Кyр`ан, 5: 104).
Кyр`ан критикует и слепое следование за известными в обществе людьми. Он описывает, каково будет положение тех, кто слепо следовал друг за другом, не прибегая к собственному разуму:
«Аллах скажет: «Войдите в Ад вместе с народами из числа людей и джиннов, которые прожили до вас». Каждый раз, когда один народ будет входить туда, он будет проклинать родственный ему народ. Когда же они будут собраны там вместе, то последние из них скажут о первых: «Господь наш! Это они ввели нас в заблуждение. Удвой же их мучения в Огне». Он скажет: «Всем воздастся вдвойне, но вы не знаете этого»» (Кyр`ан, 7: 38).
Кyр`ан различными способами и примерами побуждает нас размышлять над своими действиями и оценивать их:
«Скажи: «Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле». Но знамения и увещевания не приносят пользы тем, кто не уверовал!» (Кyр`ан, 10: 101).
«Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли, а также всего, что сотворил Аллах? Быть может, их срок уже близок. В какой же рассказ после этого они уверуют?» (Кyр`ан, 7: 185).
«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (Кyр`ан, 51: 20-21).
Кyр`ан - это единственное священное писание, которое призывает людей к наблюдению и размышлению. Более того, размышление считается в Исламе обязанностью мусульманина. Но у разума есть границы, за которые переходить нельзя, иначе можно впасть в заблуждение. Границы разума – этот мир, и то, что в нем. Но, к примеру, сущность Всевышнего находится за пределами нашего разума, он не в состоянии это постичь. У этой грани необходимо остановиться. Но наш разум способен принимать Божественное откровение, данное людям через Пророка (мир ему и благословение Аллаха) , и выносить суждение о его истинности. И когда разум подтвердит истинность откровения, он может брать из него то, что он объяснить не может, например, потустороннюю жизнь.
«Они станут спрашивать тебя о духе (душе или Джибриле). Скажи: «Дух - от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало»» (Кyр`ан, 17: 85).
Помимо религиозного знания, каждый мусульманин обязан искать знания в различных сферах жизни для того, чтобы быть полезным обществу. Аллах наделил человека средствами поиска знаний, и ему нельзя ими пренебрегать:
«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, - быть может, вы будете благодарны» (Кyр`ан, 16: 78).
На всех этих основах вероубеждения мусульмане смогли построить огромную цивилизацию, которая соединила веру и науку, оставила колоссальный след и пользу для всего человечества.
Человек созидания и производства
Мусульманин – это человек, который работает и созидает для этой жизни, дает ей столько, сколько берет. Один из законов Аллаха – необходимость труда на земле, чтобы вкушать из ее благ.
«О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней» (Кyр`ан, 11: 61).
«Он - Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (Кyр`ан, 67: 15).
Обряды поклонения не освобождают человека от работы. И даже в пятницу, когда мусульманин должен посетить пятничную молитву, он после нее продолжает свою работу.
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, - быть может, вы преуспеете» (Кyр`ан, 62: 9-10).
Вот как Аллах описывает посещающих мечети, которых ничто мирское не отвлекает от поминания Всевышнего:
«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (Кyр`ан, 24: 36-37).
Мусульмане – не отшельники, но мирская жизнь не отвлекает их от жизни следующей. Всевышний требует, чтобы мусульманин трудился всю жизнь во благо себя и общества. Так, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если наступит Судный день и в руке кого-то будет саженец, пусть он посадит его, если сможет» (Бухари, Ахмад)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:
«Лучшим пропитанием верующего является раздобытое его собственными руками» (Бухари).
По материалам: https://islam.plus/