Человек и труд в Исламе

25 март 2022 1109 0
Режим чтения

В Исламе особое значение имеет трудолюбие мусульманина, его труд и соответственно награда за него. Всевышний Аллах создал всю природу на благо человека, и он в полной мере имеет права пользоваться ее благами.

В суре «Исра» в 70-ом аяте Всевышний Аллах сказал:

«Мы поставили человека на почетное место, дали возможность жить на суше и воде, Мы создали его для благих дел и вознесли над всем живым, что Сами создали».

Мольба и труд (возможность трудиться) – это истинная благодарность раба, посредством которого раб познает благо и награду. Доказательства тому аят в суре «Нажм» в 39-42-ом аятах, где говорится: 

«Человечество достигнет успеха через праведные труды свои. И познает он плоды своего труда. И вскоре получит он щедрые результаты своих деяний. И, несомненно, он попадает к Нему».

Естественно, за трудом стоит награда и прибыль в суре «Бакара» в 22-ом аяте сказано: 

«...Благодатный дождь дает жизнь растениям, дает вам пищу».

Трудящийся раб Аллаха благодаря милости Всевышнего получает и пищу, и прибыль. Если в древности земледелие или животноводство были основными видами физического труда, в современных реалиях виды труда разнообразны, имеется ввиду умственный и педагогический труд и.т.д. Достопочтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил: 

«Для каждого мусульманина честно трудиться - это фард (обязанность)»

Пророк Дауд по вечерам выходил, переодеваясь так, чтобы его никто не узнавал и обходил свой народ, спрашивая об образе жизни Дауда.Однажды в образе человека явился ангел Джибриль, мир ему, и спросил его Дауд: «Что скажешь о жизни Дауда?», на что тот ответил: «Он прекрасный человек, если бы только не то, что он питается из казны, а не питается плодами своих рук». И вернулся Дауд к себе, плача и горюя, и сказал: «О, Аллах научи меня ремеслу, чтобы я смог с твоей помощью находить себе пропитание своим трудом». Тогда научил его Аллах ковке.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), увидев загрубевшие от труда руки сподвижника Саада ибн Муаза, сказал:

«Такие руки благословляет Аллах». 

Исходя из изречений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), можно сказать, что деньги, заработанные честным трудом, и потраченные на нужды семьи записываются как садака (милостыня), а во время сна у уставшего от работы прощаются грехи.

Человек своим трудом не только зарабатывает пропитание и обеспечивает себе прирост капитала, тем самым меняет качество жизни. Но мы не должны забывать, что наделяет нас уделом только Всевышний Аллах и воздает за старания. Поэтому богобоязненность важный аспект в жизни каждого мусульманина. Потому что зарабатывать нужно лишь дозволенным путем, ведь запретным путем зарабатывать запретил сам Всевышний Аллах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Перед судным днем люди перестанут обращать внимание на зарабатываемые деньги».

Имеется ввиду, что признаком конца света будет то, что люди будут обращать внимание только на прибыль, а не на его запретность или дозволенность. Поэтому и важна богобоязненность, ведь за честно заработанным стоит баракат (благословение), исходя из этого и труд, и заработанные деньги должны быть честными.

Важно то, что мусульманин как индивидуум должен быть обладателем профессии, потому что ученые Ислама объясняют, что после приобретения знания, следующим фардом  (обязанностью) является приобретение хорошей профессии.

Мсульманину фардом является знание о пяти обязательствах каждого мусульманина: вера, намаз, ораза, закят и хадж, а после фардом является получение профессии,  так как если все станут улемами и религиоведами, тогда кто же будет лечить людей, строить дома и города, и прочее, что может быть полезно для уммы. На данный момент наблюдается повсеместное участие желающих разбогатеть в тренингах на тему «бизнеса и обогащения». Но мы должны помнить, что богатство не главная цель мусульманина, целью является  дозволенность добываемого заработка. Абу Бакр, да будет им доволен Аллах, сказал: «Нельзя обогатиться лишь мечтая о богатстве» (имеется ввиду, нужен харакат (действие и труд), а за ним последует и баракат (благословение)).

Основная часть сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были торговцами, но в то же время совершали зухд – были богобоязненными людьми. Абдуррахман ибн Ауф не представлял своей жизни без труда и считал низостью пользоваться плодами труда посторонних людей. Он оставил все свое имущество, когда перебрался в Медину. А когда один из знатных ансаров – ближайших помощников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Сагид ибн Рабий предложил своему другу: «О, Абдуррахман, как ты знаешь, я самый состоятельный человек в этом городе и готов передать тебе половину из своего богатства, помимо этого, у меня есть две жены, выбирай из них одну, я готов совершить талак, с условием, что ты женишься на ней». Хазрат Абдуррахман ибн Ауф сердечно поблагодарил его и сказал: «Пусть Всевышний возблагодарит тебя за все и преумножит твое состояние. Мне ничего не надо, только покажи, где у вас тут торговые места». Он направился в город и принялся создавать торговое место и за короткий срок возобновил свое предприятие (Сахих Бухари).

По этому поводу в книге Аль-Хаджара Аскалани «Мунаббихат» говорится, что «Признак истинного мусульманина в том, что он тратит имущество и в бедности, и в богатстве одинаково (то есть только на дозволенное). Трудясь, мы подаём пример детям и прививаем любовь к труду. Человек должен трудиться, зарабатывать, ведь в этом есть благо, именно зарабатывать, а не мечтать о больших легких деньгах. В суре «Шура» в 27-ом аяте сказано:

«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о своих рабах и видит их».

Некоторые люди могут из-за слабой веры мечтать о больших деньгах, но Аллах, зная своего раба, дает его в меру, дабы человек не испортился. Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аллах нас испытал бедностью, мы прошли это испытание, а когда Он нас испытал богатством, мы не смогли пройти испытание». Малым ли окажется наш удел либо большим, мы должны помнить, что  заработанное честным трудом  имущество дозволено и оно слаще и угоднее Всевышнему Аллаху. Дозволенное добывается тяжело, а запретное легко.

Что же касается сунны, то указанием на это служат слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): 

«Поистине любому из вас взять верёвку, нарубить дров (и принести их) на собственной спине лучше, чем приходить к кому бы то ни было, и обращаться к нему с просьбами (а потом ждать), даст он что-нибудь или откажет».

Сообщается, что когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), спросили: «О, Посланник Аллаха, какой заработок является наилучшим?», – он ответил:

«(Заработанное) человеком трудом его рук и (заработанное) любой честной торговлей».

Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Лучшим заработком является заработанный руками трудящегося, если он проявлял искренность».

Это значит – если он проявлял мастерство, избегал обмана и всё сделал, как полагается.

Сообщается, что Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пусть никто из вас не оставляет поисков своего удела, возлагая свои надежды только на слова «О, Аллах, даруй мне средства к существованию!» /Аллахум-ма-рзук-ни!/, ибо известно вам, что ни золото, ни серебро с неба не падает». Сообщается, что Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине ненавистен мне вид человека, не занятого ни делами мира этого, ни делами мира иного!».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), говоривший о птицах, сказал: 

«...которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными»,

ведь здесь подразумевается, что утром они улетают на поиски своего удела. Известно, что сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) занимались торговлей, путешествуя по суше и по морю, и возделывали свои пальмовые рощи, а с них необходимо брать пример. Тем из них, у кого не было имущества, доставшегося им по наследству, приходилось либо зарабатывать на жизнь своим трудом, либо заниматься торговлей.

Для того, чтобы человеку было легко проявлять искренность, он обязательно должен быть убеждён в том, что прибыль и богатство мира Вечного лучше прибыли этого мира и, что мирские блага могут приносить пользу, пока человек жив; когда же приходит смерть, всё это исчезает, а все несправедливости и грехи, связанные со стяжанием богатств, остаются, так как же может разумный человек предпочесть низкое лучшему? Не следует забывать о том, что всё благо заключается в здравости религии. Человек, который поймёт, что подобные вещи наносят ущерб его вере и, что вера станет его капиталом для торговли в мире Вечном, не будет растрачивать свой капитал, приготовленный для бесконечной жизни, ради прибыли, которая будет приносить ему пользу считанные дни. 

 

Казбек Ахметов, имам мечети «Заря -Востока» г.Алматы

По материалам: https://www.muftyat.kz/ 

Комментарии Вход