Четвертый столп Ислама: Пост в Рамадан
Пост не является чем-то исключительным для мусульман. На протяжении многих столетий в связи с религиозными церемониями постились христиане, иудеи, конфуциане, индусы, даоисты и джайны. Всевышний упоминает этот факт в Кyр`ане:
“О верущие! Предписан пост вам, как был предписан он для тех, кто был до вас, чтоб стали вы благочестивы” (Кyр`ан 2:183)
Некоторые коренные американские племена постились, дабы предотвратить катастрофу или в качестве эпитимьи для греха. Коренные северные американцы считали племенной пост предотвращением угрожающих бедствий. Коренные мексиканцы и инки Перу соблюдали искупительный пост для успокоения их богов. Древние народы старого мира, такие как ассирийцы и вавилоняне, соблюдали пост как форму эпитимии. Евреи соблюдают пост как форму раскаяния и очищения ежегодно в День Искупления или Юм Киппур. В этот день не разрешаются ни еда, ни питьё.
Ранние христиане связали пост с раскаянием и очищением. В течение первых двух столетий её существования, христианская церковь установила пост как добровольную подготовку для получения причастия Святой Общины, крещения и для пострижения священников. Позже, когда к ним были добавлены другие дни, эти посты были сделаны обязательнымии. В 6-ом столетии, пост был увеличен до 40 дней, при этом разрешалось употребление только одного вида пищи. После Реформации пост был сохранён большинством протестантских церквей и был сделан дополнительным в некоторых случаях. Однако, более строгие протестанты, осудили не только празднования церкви, но и её традиционный пост.
В Римско-католической Церкви пост может быть с частичным воздержанием от еды и питья или полного воздержания. Римско-католические постные дни - День покаяния и Страстная пятница.
В Соединенных Штатах пост соблюдается, главным образом, членами епископальной церкви и лютеранами среди протестантов, ортодоксальными и консервативными евреями и римскими католиками.
На Западе участие в посте приняло иную форму: голодовка, форма поста, которая в наше время стала политическим оружием, будучи популяризировна Махатмой Ганди, лидером борьбы за свободу Индии, который предпринял голодовку, чтобы заставить его последователей повиноваться его предписанию отказа от насилия.
Ислам - единственная религия, которая сохранила как внешние, так и духовные величины поста в течение столетий. Эгоистичные поводы и желания отчуждают человека от его Создателя. Наиболее непослушные человеческие эмоции: гордость, жадность, ненасытность, жажда, зависть и гнев. Эти эмоции по их природе не легки в управлении, поэтому человек должен сильно бороться за их дисциплину. Мусульманский пост очищает душу, сдерживает наиболее безудержные, дикие человеческие эмоции. Люди впадают в две крайности с отношением к ним. Одни позволяют этим эмоциям управлять их жизнью, что приводило к варварству в древности и тупого материализма культуры потребителя в современные времена. Другие пробовали лишить себя полностью этих человеческих черт, которые, в свою очередь, вели к монашеству.
Четвертый столп Ислама, пост в Рамадан, имеет место каждый год в течение 9-ого лунного месяца исламского календаря, Рамадана, в который:
“…в который Кyр`ан был ниспослан в руководство людям” (Кyр`ан 2:185)
Бог в Его бесконечном милосердии освобождает больных, путешественников и других неспособных от поста в Рамадан.
Пост помогает мусульманам развивать самообладание, помогает лучше понять милости Божии и ощутить сострадание к бедному. Пост в Исламе подразумевает также воздержание от всех физических удовольствий между рассветом и закатом. Запрещается не только еда, но также и любая сексуальная деятельность.
Всё,что считается греховным, ещё более греховно в этом месяце из-за его священности. Каждое мгновение в течение поста человек подавляет свои страсти и желания из любви к повиновению Бога. Это сознание обязанности и духа терпения помогает в укреплении нашей веры. Участие в посте помогает человеку увеличить самообладание. Человек, добровольно воздерживающийся от разрешённых пищи и питья, также будет ощущать себя по отношению к грехам. Усиленное чувство духовности помогает ломать привычки к лени, воззрению с жаждой на противоположный пол, к склонности сплетничить и пустой трате времени.
Ощущение голода и жажды в течение части дня наполняет душу состраданием к 800 миллионов голодающих, или к примеру, одной из каждых десяти семей в США, живущих впроголодь или в опасности голода. В конце концов, как стал бы кто-нибудь заботиться о голодающих, если бы никогда не чувствовал мук голода? Вот почему Рамадан также месяц милосердия и благодеяния.
На закате пост завершается принятием легкой пищи, обычно называемой ифтар. Семьи и друзья кушают позднее вечером вместе специально приготовленные блюда и сладости, зачастую приготавливаемые только в это время года. Многие идут в мечеть для вечерней молитвы, сопровождаемой специальными молитвами, читаемыми только в течение Рамадана.
Некоторые читают полностью Кyр`ан как специальный акт благочестия, вообще совместные декламации Корана можно слышать в течение каждого вечера. Семьи просыпаются перед восходом солнца для принятия их первой дневной пищи, которая помогает им выдержать до заката. В последнюю неделю Рамадана мусульмане празднуют “Ночь Могущества”- в неё был низведён Кyр`ан. Месяц Рамадан заканчивается одним из двух главных Исламских празднований, Праздником Завершения Поста, `Идд аль-Фитр.
В этот день мусульмане радостно празднуют завершение Рамадана и обычно раздают подарки детям. Мусульмане также обязаны помочь бедным ощутить атмосферу отдыха и удовольствия, распределяя закят-уль фитр - специальный и обязательный акт милосердия в форме основных пищевых продуктов, чтобы все могли наслаждаться общим настроением дня.
По материалам: http://www.info-islam.ru/