«Дай им постичь истинную веру»: мольба Пророка Мухаммада ﷺ о своём языческом народе

10 сентябрь 2024 312 0
Режим чтения

В этой молитве досточтимого Пророка ﷺ  следует обратить внимание на то, что вместо слов: «Аллах мой, дай хидаят моему народу!», он говорит: «Аллах мой, помилуй мой народ!».

Знаток хадисов Ибн Хаджар так говорит относительно этого предложения: «Слова нашего Пророка: «Аллах мой, прости их!», употребленные им относительно язычников, были сказаны в связи с их нападением на него самого в Ухуде.

Они вовсе не означали просьбу о прощении всех совершенных язычниками грехов. Тем более, что для прощения всех грехов мушриков обязательным условием является обретение ими имана.

Получается, что Пророк ﷺ в этом предложении говорит:

«Я прощаю им то, что они сделали со мной в Ухуде, отказываюсь от своего права отомстить им, не привлекай их к ответу за то, что они мне сделали».

В таком поведении заключается деталь, исключительно важная для понимания присущей нашему Пророку ﷺ толерантности.

Также может быть, что данное предложение имеет такой смысл:

«Аллах мой! Дай хидаят моему народу. Поверни их к исламу. Пусть таким образом они будут помилованы».

В таком случае это предложение надо понимать так:

«Аллах мой! Дай хидаят моему народу, чтобы их грехи были прощены» (Фатхуль-Бари, 11/196).

Досточтимому Пророку ﷺ было известно, что определенная часть мекканских мушриков так себя вела из-за собственного невежества. Ему очень сильно хотелось, чтобы вместо идолопоклонства они встали на прямой путь, стали мусульманами.

В период мирных договоренностей в Худайбие, прибывший для заключения соглашения от имени мекканцев Сухайль бин Амр сказал очень важные слова: «Мухаммад! Если бы мы знали, что ты Посланник Аллаха, то не воевали бы с тобой».

Согласно тому, что передали Бара бин Азиб и Анас бин Малик радыяллаху ‘анхума, Сухайль тогда сказал: «Если бы мы знали, что ты Посланник Аллаха ﷺ, то не воевали бы с тобой, а последовали бы за тобой». Причиной, по которой мекканцы придерживались своей старой веры, было незнание (Муслим, Худайбия, 92-93).

Многие мекканцы поверили Расулюллаху ﷺ в тот же день, когда узнали, что он пророк. Не оказывали сопротивления. Вчерашние его самые ярые противники пришли и покаялись.

Расулюллах ﷺ понимал это, и поэтому не стал обрывать связи с ними, не терял надежду на обретение ими имана. Он не желал наказать всех своих противников, не призывал общего проклятия. Он всё наблюдал, всё время ждал и надеялся, что даже если не уверуют они сами, то их дети обретут иман. По этой причине он молился за них:

«Йа Рабби! Дай им постичь истинную веру, позволь им познать!»

В итоге, всё случилось так, как он и ожидал. Ещё до завоевания Мекки многие язычники приняли ислам. Огромный Аравийский полуостров покорился этому безграничному милосердию.

Таким образом, Пророк ﷺ добился результата не принуждением с помощью оружия, а своей манерой поведения, благородным нравом, способностью прощать и терпеливостью. Он завоевал сердца. Разве не это является самым важным? Не принуждая, не используя давление, а путем убеждения заслужить любовь, проникнуть в сердце. Таким был метод, которым пользовался досточтимый Пророк ﷺ. И он добился победы.

 

Из книги «Лидер и толерантность»

По материалам: https://islam-today.ru/

Комментарии Вход