Дающий счастливее того, кто получает
Всевышний Аллах создал человека почтенным, даровав ему разум, которого лишены другие создания. Поэтому мы должны относиться к каждому человеку как к благородному творению Аллаха, каким бы он ни был.
Мы не имеем права осуждать самого человека, особенно его врождённые пороки, что же касается его деяний, то к ним отношение должно быть соответствующим — брата по вере следует призывать к одобряемому и остерегать от порицаемого. Но при этом нельзя допустить унижения и оскорбления личности.
Мы не имеем права нарушать границы другого человека без права на то, ибо Всевышний создал нас всех равноправными. Истинный верующий никогда не станет обижать брата по вере и нарушать права, которые Всевышний даровал ему.
Исламский шариат установил порядок взаимоотношений между людьми, ввёл определённые правила поведения в обществе и границы, которые не дозволено переходить. Посланник Аллаха ﷺ в своих хадисах запрещал обижать верующего и причинять ему даже незначительный вред.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا تَحَاسَدُوا، وَلَا تَنَاجَشُوا، وَلَا تَبَاغَضُوا، وَلَا تَدَابَرُوا، وَلَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ، وَكُونُوا عِبَادَ اللهِ إِخْوَانًا الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ، لَا يَظْلِمُهُ وَلَا يَخْذُلُهُ، وَلَا يَحْقِرُهُ
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цены, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому мусульманин не должен ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи» (Муслим, 2564)
Передаётся множество хадисов, в которых Посланник Аллаха ﷺ категорически запрещает причинять вред верующему и обижать его. Пророк ﷺ таким образом удерживал своих последователей от причинения вреда братьям по вере, каким бы малым ни был этот вред и как бы он ни был причинён: словами, действиями или как-то иначе.
Тем не менее мы, не обращая внимания на все запреты, часто позволяем себе слова и действия, которые могут обидеть брата по вере. Некоторые из нас, ссылаясь на то, что делают это в шутку, могут обидеть человека так, что он всю жизнь будет помнить об этом.
Однако Пророк ﷺ запрещал не то что обижать, а даже причинять небольшое беспокойство братьям по вере, даже в шутку.
От ‘Амра ибн Яхьи передаётся, что его дед Абуль-Хасан (да будет доволен им Аллах) сказал:
كُنَّا جُلُوسًا مَعَ رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم فَقَامَ رَجُلٌ وَنَسِيَ نَعْلَيْهِ فَأَخَذَهُمَا رَجُلٌ فَوَضَعَهُمَا تَحْتَهُ فَرَجَعَ الرَّجُلُ، فَقَالَ: نَعْلِي، فَقَالَ: الْقَوْمُ مَا رَأَيْنَاهُمَا، فَقَالَ رَجُلٌ: هُوَ ذِهْ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم: كَيْفَ بروعةِ الْمُؤْمِنِ ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنَّمَا صَنَعْتُهُ لَاعِبًا، فَقَالَ: كَيْفَ بروعةِ الْمُؤْمِنِ مَرَّتَيْنِ أَوْ ثَلَاثًا
«Однажды, когда мы сидели с Посланником Аллаха ﷺ, какой-то мужчина встал и ушёл, забыв свои сандалии, и один человек взял их и подложил под себя. Когда тот мужчина вернулся, он спросил: “Где мои сандалии?” Люди сказали: “Мы их не видели”. И тут шутник сказал: “А вот они”.
Тогда Посланник Аллаха ﷺ спросил: “А что ты сделаешь с тревогой, которую вселил в душу верующего?” Этот человек сказал: “О Посланник Аллаха, но это же только шутка!” Но Пророк ﷺ дважды или трижды спросил: “А что ты сделаешь с тревогой, которую ты вселил в душу верующего?”» (Табарани, «Му‘джам аль-Авсат», 980)
Мы думаем, что получаем удовольствие, подшутив над человеком, заставив его беспокоиться, но это нам только кажется. Настоящее удовольствие человек получает, когда он приносит брату по вере не обиду и беспокойство, а какую-то, хоть и малую, радость.
Поверьте, тот, кто отдаёт что-то брату по вере, получает намного больше удовольствия, чем тот, кто получает, несомненно, дающий счастливее получающего.
История о шейхе, ученике, старых сандалиях и деньгах
Один учёный шейх со своим учеником шёл по полям. Тут они заметили на земле старые сандалии, которые, как они решили, принадлежали бедняку, работавшему на одном из близлежащих полей — значит, вскоре он закончит свою работу и придёт за ними.
Ученик предложил шейху: «Давайте подшутим над этим бедняком, спрятав его сандалии, а когда вернётся, чтобы надеть свою обувь, то не найдёт их, и мы увидим, что он предпримет».
Шейх ответил: «Нам не подобает забавляться, причиняя огорчения другим, но ты, сын мой, богат и можешь принести счастье себе и этому бедняку, положив монеты ему в обувь. Тогда ты можешь и спрятаться, и посмотреть, как он отреагирует на это».
Ученику понравилось предложение шейха. Он положил монеты в обувь бедного крестьянина, а затем вместе со своим шейхом спрятался за кустами, чтобы увидеть его реакцию.
Через несколько минут после окончания работы на поле появился человек в поношенной одежде. Это был хозяин сандалий, который пришёл забрать свою обувь.
Как же бедный крестьянин удивился, когда засунул ногу в обувь, почувствовал что-то внутри, сунул туда руку и обнаружил деньги! Он сделал то же самое с другой обувью и там тоже нашёл деньги!
Он ещё раз внимательно рассмотрел деньги, чтобы убедиться, что это всё ему не снится. Потом он огляделся вокруг, но никого не увидел.
Он положил монеты в карман, упал на колени, со слезами посмотрел в небо и воззвал громким голосом к своему Господу: «Благодарю Тебя, Господи, ведь Ты знаешь, что моя жена больна, а дети мои голодны, потому что дома нет даже хлеба. Ты спас меня и мою семью от гибели». Он долго продолжал плакать, глядя на небо, благодаря Всевышнего за этот щедрый дар.
Ученик был потрясён увиденным, его глаза наполнились слезами. Шейх спросил: «Разве ты не счастливее сейчас, чем если бы ты претворил в жизнь своё первое предложение и спрятал его сандалии?»
Ученик ответил: «Да! Я получил урок, который никогда не забуду. Теперь я понял смысл слов, которых никогда в жизни не понимал: “Когда отдаёшь что-то, ты счастливее, чем когда получаешь”».
Шейх сказал ему: «Чтобы ты знал, сын мой, подарки бывают разных видов:
— прощение, когда есть возможность отомстить — это подарок;
— мольба за своего брата по вере в его отсутствие — это подарок;
— поиск оправдания брату по вере и отказ от плохих мыслей о нём — это подарок.
— защита чести брата по вере в его отсутствие — это подарок».
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/