Дети в мечетях: за и против
В мечети молится старик. Из глаз его текут слёзы. Кажется, что-то беспокоит его, и он горячо обращается к своему Господу. В это время в молельный зал неуклюже забежал 3-летний мальчик, мама которого прошла в женскую половину. От вида просторного зала малыш возбужденно вскрикнул и подбежал к окну, ненароком задев старика. Молодая мама стала полушёпотом подзывать сыночка, не решаясь пройти в мужскую половину. Но малышу больше понравилось бегать по огромному залу, полы которого устланы мягкими коврами.
Трепет и мысли молящегося явно были нарушены и он, быстро завершив молитву, подошёл к маме мальчика и спросил:
- Дочка, скажи, пожалуйста, зачем ты привела этого ребенка в мечеть?
- Ну как, - ответила женщина, - мы, хвала Всевышнему, мусульмане и хотим, чтобы наш ребёнок привыкал к мечети с детства. Разве это плохо?
- Ах, дочка - ответил старик, - ты привела ещё совсем малое дитя, желая лишь, чтобы он привыкал к мечети, забавляясь в ней. А я уже, как видишь, очень стар и не знаю, сколько мне осталось жить. Сегодня я, как никогда, испытал искренность и решил прийти в этот дом Аллаха, чтобы получить надежду на своё прощение за те годы, которые провёл в беспечности. Я так многое хотел сказать Господу...
Дед, не имея сил дальше что-то говорить, махнув рукой, вышел из мечети...
Эта произошедшая в одном из местных домов Аллаха история подтолкнула на размышления о детях в мечети. Многие являются родителями и, наверняка, сталкивались или сталкиваются с этим вопросом, о котором мнения верующих весьма противоположны.
Одни приводят известные хадисы о внуках Пророка ﷺ, игравших в мечети, и о том, что он укорачивал молитвы из жалости к матери плачущего ребёнка. Другие придерживаются строгих правил, основываясь на изначальной цели мечети как места, воздвигнутого именно для поклонения. Иные же руководствуются эмоциями и личными переживаниями, основанными на желании и важности прививания детям с раннего возраста любви к дому Всевышнего, колеблясь между мнениями первых и вторых.
Очевидно, что каждая из сторон в своей сути и намерениях права: дом Аллаха действительно является местом для поклонения, а детей необходимо сближать со всем, что связано с главной целью нашего существования. Но также очевидно и то, что каждая сторона желает принципиально отстоять свою позицию, руководствуясь теми или иными доводами. Они никак не могут прийти к компромиссу, а это становится одной большой проблемой в виде разделения и противостояния.
Однако, почему-то мало кто вспоминает такую прекрасную вещь как адаб. Ведь адаб — это те, основанные на шариате этические нормы поведения, которые были сформированы много веков назад — ещё в самом начале распространения ислама и успешно соблюдавшихся в виде традиций исламскими народами.
Благодаря им мусульмане уже с детства знали где, с кем и как себя вести. То есть, адаб — это воспитание в человеке тех качеств и модели поведения, которые и являются компромиссом для всего мусульманского общества. Так может причина разногласий кроется как раз в забытых традициях, культуре, передававшихся верующими из поколений в поколения? А сегодня, мусульмане вновь пытаются, что называется, "изобрести велосипед", тут и там собирая фетвы, хадисы, аяты и мнения…
ПОЛЬЗА АДАБОВ
Невозможно и неправильно самостоятельно сформировать определённое мнение или поведение, вычитав несколько хадисов и аятов. Ведь, например, одни хадисы могут относиться лишь к единичным случаям и не могут служить правилом для всех. Поэтому учёные первых столетий, знавшие все тонкости религии — совокупность аятов и хадисов, уже вывели хукмы (постановления) и на их основе сложился адаб, который лёг неотъемлемой и естественной частью в традиции мусульманских народов. Говоря образно, из отдельных кирпичиков (аятов и хадисов) выстроили целое здание, называемое адабом.
В нём учтены такие запросы, как почтительность к дому Аллаха, уважение к имаму, учтивость в отношение молящихся и к самой молитве, почтение к старшим, милосердие к младшим, приучение детей к религиозным обрядам, порядок посещения мечети женщинами и прочее. Сформировано свод правил, при соблюдении которых исключаются бесконечные споры и противостояния.
Сегодня мусульманам нет необходимости вновь собирать эти кирпичи, а нужно лишь вернуться к традициям — наследию праведных предков. Личности, воспитываясь в таких полнокровных, насыщенных традиционным исламским адабом семьях, знают и своё место в обществе, и ценность порядка. Как следствие, воспитанные дети будут всегда уместны и радостно встречены, а взрослые добры и улыбчивы. Ведь не останется раздражающих факторов, несущих отрицательные эмоции.
МЕЧЕТЬ: ИГРАТЬ ИЛИ МОЛИТЬСЯ?
Адабы, прежде всего, несут духовную ценность. Они должны способствовать поддержанию в сердце верующего трепета и связи с Творцом. Мечеть — от арабского слова «масджид», что означает «место для суджуда». Из этого следует, что мечеть в первую очередь предназначена для поклонения и ничто не должно нарушать эту святость. В Кур`ане сказано:
«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили, и приумножил это по Своей милости» (24:36-38).
Неправильно ставить забавы детей выше ценности полноценного поклонения. Ведь способствовать нарушению или нарушить чей-то намаз, несомненно, является грехом. Поклонение — фард (обязательное), а забавы детей или их пребывание в мечетях — ни фард, и ни сунна. Следовательно, этот вопрос можно и нужно отрегулировать, согласно степени важности того и другого.
Основная проблема пребывания детей в мечети заключается в том, что они часто мешают сосредоточиться молящимся, и в этом весь вопрос. Известно, что канонически детям посещать мечеть не запрещено (однако это лишь общее положение, у которого, согласно фетвам учёных, есть некоторые условия). Этим доводом руководствуется одна из сторон и тараном идёт против позиций других, как бы говоря: "Мне всё равно, что вам мешает мой ребёнок, вы не можете возмущаться, ведь в хадисах приводится так-то и так-то. И вообще, это же дети, терпите!".
В итоге, одной лишь такой позицией разом нарушаются все остальные важные основы: уважение к духовности, к ценности молитвы прихожан, нарушение особой атмосферы, которой они пришли зарядиться — восполнить свою духовную сердцевину, которая часто расщепляется ежедневными мирскими хлопотами. И понятно, что у большинства совсем нет желания терпеть крики и игры чужих детей.
Это звучит грубо, но такие неприятные мысли совершенно естественно возникают в головах многих верующих. Кто-то действительно терпит, а кто-то высказывает своё раздражение, и получается неприятная ситуация. Чтобы не происходили среди мусульман подобные конфликты, очень важно соблюдать адабы.
Случаи с детьми, приводимые в хадисах, не являются побуждающим примером. Это лишь единичные случаи, из которых нужно делать правильный вывод. Есть правила, а есть исключение. Например, известно как раздражает чей-то внезапно зазвонивший телефон во время намаза или проповеди, потому что кто-то забыл его выключить. Забывчивость — простительное исключение. Но правилом и этикой считается его намеренное выключение. Иное же считается невоспитанностью.
Если, вдруг, во время молитвы в зал случайно забежит чей-то ребёнок, одной стороне следует отнестись к этому с пониманием, а другой стороне не следует намеренно пускать детей гулять среди молящихся. Понимание этой разницы и формирует правильное представление о ситуации. Каждый верующий со своей стороны должен быть воспитанным и ответственным!
Не правильно приводить в мечеть на молитву совсем маленьких детей, которые ещё не понимают, что можно, а что нельзя. Трудно понять, чем руководствуются женщины, приходящие в мечеть с маленькими детьми, говоря, что их не с кем оставить. Особенно на таравих или джума-намазы, когда мечети особо переполнены. Возможно хадисом, в котором говорится "Не запрещайте женщинам посещать дома Аллаха"?
Хорошо, но что будет, если мамы малышей адекватно оценят ситуацию и на время обуздают своё желание пойти в мечеть, сказав себе, что это пока не совсем уместно? Это будет их похвальной воспитанностью — адабом и даже больше соответствовать образу мусульманской женщины. Ведь в одном из хадисов Пророк ﷺ говорит о достоинстве чтения женщиной молитвы в отдалённой комнате её дома, нежели в мечети, стоя за самим посланником Аллаха. То есть, сопоставив эти хадисы, можно увидеть разные стороны жизни, ситуации. Исходя из них, и нужно выстраивать тот самый адаб, учащий мусульман уместному поведению.
У всего в этом мире есть своё место и время. Не нужно опасаться того, что ребёнок, не ходящий в мечеть с пелёнок, позже не сможет привыкнуть к ней. Ведь это совсем не вопрос привычки, а вопрос духовности, искренности и вероубеждения. Прививайте детям адабы, учите нравственности, религии дома, в семье до определённого возраста. Когда же вы почувствуете их готовность и ответственность за своё поведение, можно будет начать вливать их во взрослое общество, где они покажут похвальные плоды вашего безупречного воспитания.
Айна Замаева
По материалам: https://islam-today.ru/