«Долгая дорога в дюнах»
До начала ХХ века совершить хадж в Мекку был довольно непросто. Огромные расстояния, тяжелая дорога, часть которой пролегала через пустыню и горы, жаркий и сухой климат, нападения разбойников, все это очень сильно усложняло путь хаджи (человека совершающего хадж). В конце ХІХ века властями Османской империи было принято решение построить в Мекку железную дорогу.
До этого наиболее популярным у паломников маршрутом было путешествие по морю. Хаджи из Российской империи добирались по железной дороге до Одессы или Крыма, а там пароходом до Стамбула. В османской столице они вынуждены были пересаживаться на турецкие корабли, которые через Суэцкий канал доставляли их в аравийский порт Джидда. Из Джидды сухопутным путем хаджи уже добирались до Мекки.
Следует сказать, что многие корабли были плохо приспособлены для перевозки людей, там царила антисанитария. Нередко паломники болели или даже умирали.
На рубеже ХІХ-ХХ столетий из Российской империи (которая в то время включала в себя Крым и часть Украины) ежегодно отправлялось в хадж от 6 до 12 тысяч человек. По территории России паломников перевозило 14 железных дорог. Основные маршруты проходили из Средней Азии, Поволжья и Кавказа в черноморские порты. Уже в то время для паломников были оборудованы специальные вагоны, а в Одессе был открыт пункт размещения – хаджи-хане. Для паломников печатались специальные путеводители, в которых указывались цены на проезд, гостиницы и питание. Это касалось не только территории России, но и всего пути, вплоть до Мекки.
Характерной чертой хаджа времен Османской империи было то, что паломникам не нужны были визы. Мусульмане со всех стран мира неделями или даже месяцами ехали, шли, плыли, стремясь вовремя достичь Мекки. Особенно сложно приходилось хаджи, жившим в юго-восточной Азии, на отдаленных островах Индонезийского архипелага. Но и они, порой с немыслимыми приключениями, добирались до Аравийского полуострова.
Строительство Хиджазской железной дороги началось в 1900 году. На этой карте показана Хиджазская ветка как часть всей железнодорожной сети Османской империи:
Ее маршрут должен был пройти из Дамаска через Амман и Медину. Конечным пунктом была Мекка. Первоначально планировалось, что время нахождения паломников в пути из Стамбула в Мекку не будет превышать пяти суток.
Строительные работы осуществлялись военнослужащими османской армии с привлечением вольнонаемных работников.
Помимо улучшения доставки паломников к святым местам, строительство железной дороги предусматривало и военный аспект. Правительство Османской империи плохо контролировало многие периферийные районы государства, где порой власть султана была только номинальной. Благодаря новой дороге военное ведомство планировало быстро перебрасывать значительное количество войск, вооружения и военной техники.
В ходе строительства Хиджазской железной дороги строителям пришлось преодолеть ряд технических сложностей, связанных с рельефом местности. Кроме того, аравийские бедуины нередко совершали нападения на строителей, что порой выливалось в кровавые столкновения.
Ширина колеи дороги составляла 1050 мм, что ограничивало ее пропускную способность. Финансировалось строительство не только из бюджета Османской империи. Деньги на этот проект давали мусульмане со всего мира.
Открытие железнодорожной станции в Медине. Слева: Мечеть Анбария, справа: здание вокзала
Теперь здание вокзала служит музеем
Основная часть маршрута до Медины была построена в 1908 году. Дорога из Дамаска в Медину, длиной 1464 км, занимала теперь лишь 72 часа. Расписание движения поездов было составлено с учетом времени ежедневных молитв. По распоряжению султана Абдул-Хамида II, по маршруту движения поездов планировалось построить больницы, гостиницы, камеры для дезинфекции. Но большинство этих проектов не было реализовано.
Вокзал Хиджазской железной дороги в Хайфе (Палестина)
Вокзал Хиджазской железной дороги в Аммане (Иордания)
Вокзал Хиджазской железной дороги в Дамаске (Сирия)
В 1914 году Османская империя вступила в Первую мировую войну. Достройка дороги в Мекку была прекращена. Часть паломников, в том числе выходцы из России, посчитали своим долгом встать на защиту мусульманского государства. Для того чтобы подорвать изнутри мощь Османской империи, Британия засылала свою агентуру в арабские провинции государства, подогревая сепаратистские настроения.
Роковую роль в судьбе Хиджазской железной дороги сыграл британский разведчик Томас Эдвард Лоуренс, более известный как Лоуренс Аравийский (фото ниже).
Вместе с арабскими партизанами он неоднократно нападал на маршруты движения поездов. В конечном итоге, дорога была полностью парализована, а вагоны и паровозы частично уничтожены. Турецкая армия была разгромлена.
Арабские повстанцы во главе с Фейсалом бин Хусейном (которого позднее британцы сделали королем Ирака) идут взрывать железную дорогу
Одним из результатов поражения Османской империи в войне стало возникновение государства Саудовская Аравия, в состав которой в 1925 году была включена провинция Хиджаз. Власти Саудовской Аравии не сочли нужным восстанавливать железную дорогу. Для этого у них в то время не было ни финансовых, ни технических возможностей.
До настоящего времени сохранилась и функционирует лишь часть Хиджазской железной дороги (от Дамаска до Маана). Тем не менее, до сих пор время от времени возникают проекты по строительству современной железнодорожной линии, которая связала бы воедино города двух святынь – Мекку и Медину.
В 2011 году в Саудовской Аравии началось строительство высокоскоростной железной дороги "Аль-Харамейн", которая должна соединить между собой Джидду, Мекку и Медину. Планировалось, что затраты на строительство станций составят 9,4 миллиарда саудовских риалов (2,5 миллиарда долларов)".
Строительство скоростной линии было призвано облегчить миллионам верующих совершение хаджа и умры, а также посещение Мечети пророка (мир ему) в Медине". Планировалось, что первые поезда пойдут по скоростной ветке уже в 2012 году, но амбициозный проект угрожает стать крупным фиаско - испанская фирма, взявшаяся за реализацию этого проекта столкнулась с непреодолимым препятствием в виде... песка.
Как сообщало издание The Irish Times, песчанные бури, обычное явление для Аравийской пустыни, стали настоящим кошмаром для испанских железнодорожников, которые просто не предвидели того факта, что на железнодорожных путях могут образовываться целые барханы. Для поезда, несущегося со скоростью выше 300 км\ч столкновение с горой песка может окончиться фатально. Теперь на 110 километровом отрезке магистрали, наиболее подверженном воздействию песчанных бурь, планируется возведение 5-метровой стены, которая будет защищать рельсы от песка.
Первый тестовый прогон скоростного поезда был завершен между Джиддой и Меккой. Ожидается, что около 60 миллионов пассажиров ежегодно будут использовать новую высокоскоростную железную дорогу.
На линии будут эксплуатировать 35 скоростных поездов Talgo. Поезда будут способны остановить попадание песка внутрь техники, и смогут выдерживать температуры выше 50 градусов по Цельсию.
На 450-километровой железной дороге будет пять станций, связывающих Мекку с Мединой, через Джидду, международный аэропорт короля Абдулазиза и экономический район короля Абдуллы. Станция в Мекке расположена за пределами центра города в районе Русейфах в Мекке.
Строительство дороги должно было завершиться к началу 2017 года. Кроме того, сумма контракта будет увеличена на 150 миллионов евро из-за дополнительных расходов, которые понесут испанские компании.
"Эти переговоры продолжались много времени, сейчас есть гарантии, что мы закончим работы и сдержим свои обязательства", — цитирует министра развития Испании Иньиго де ла Серна агентство EFE.
Александр Степанченко - историк, журналист
По материалам: http://islam.plus/, а так же последних новостей о строительстве ж/д магистрали