Долговые отношения в Исламе

08 октябрь 2019 1817 0
Режим чтения

На протяжении многих веков наличие финансовой зависимости приводило к тому, что человек терял свою свободу. В настоящее время рабство официально отменено практически во всех странах мира, но долговое бремя остаётся существенным ограничением человеческой свободы – пусть и не физической, но духовной.

Банки и разнообразные микрофинансовые организации активно призывают людей на невыгодных для них условиях вступать в долговые отношения, загоняя в процентную кабалу. Но современным мусульманам стоит понимать, что поддаваться на такие призывы ни в коем случае нельзя, так как под удар ставится не только преуспевание в этом мире, но и мире вечном. И не важно, кто выступает в качестве кредитора – какая-то организация или же обычный человек (т.е. физическое лицо в современной правовой терминологии).

 

Долг Шариатом разрешен...

В арабском языке употребляется слово «дайн», которое и переводится как «долг». Шариатское значение «дайн» можно интерпретировать как «обязанность, которая непременно должна быть выполнена». Богословы ссылаются на известный хадис Пророка Мухаммада ﷺ, согласно которому должник фактически оказывается на положении заключённого.

«Ваш сотоварищ оказался в заключении собственного долга» (Абу Дауд)

Вместе с тем долговые отношения между людьми рассматриваются в исламском праве в качестве нормальной ситуации. Так, в Священном Кyр`ане о долге подробно говорится в суре «Аль-Бакара»:

«О ВЫ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ЗАПИСЫВАЙТЕ УСЛОВИЯ, ЕСЛИ ВЫ ЗАКЛЮЧАЕТЕ ДОГОВОР ДОЛГА НА КАКОЙ-ТО СРОК…» (2:282)

... но есть одно "но"...

Тем не менее, ислам в целом рассматривает долг как явление, которого мусульмане должны избегать. Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад ﷺ многократно произносил дуа (молитву) с просьбой избавить его от долга и тяжелого греха. Хадис с таким содержанием, переданный через Аишу (р.а.), можно найти в сборниках Аль-Бухари и Муслима.

Также в книге имама Ахмада приводится история о том, как Пророк ﷺ отказался выполнять погребальную молитву тому, у кого остался долг в размере двух динаров. Пришедший проститься с усопшим Абу Катада (р.а.) пообещал закрыть его долг и выплатить необходимую сумму. Когда это произошло, Милость миров Мухаммад ﷺ сказал:

«Наконец, кожа мертвеца стала холодной».

Саубан (р.а.) передаёт слова Посланника Всевышнего ﷺ:

«Тот, кто умрёт свободным от трёх вещей – высокомерия, обмана (мошенничества) и долга, – попадёт в Райскую обитель» (Ат-Тирмизи).

Из этих хадисов видно, насколько серьезна ответственность, которая возникает при долговых отношениях. Фактически финансовое бремя становится серьёзным раздражителем для берущего взаймы, мысли о выплате занимают его мысли. Подобная ситуация воспринимается как унижение, вследствие чего человек теряет веру в собственные силы, склонен заниматься самобичеванием. А сторона, выступающая в качестве займодавца, в свою очередь, вынуждена переживать о том, будет ли соблюдаться соглашение. То есть долговые отношения способствуют накалу межличностных отношений и может привести к ссоре между мусульманами.

 

Когда мусульманам разрешено брать в долг?

Исламские учёные выделяют три случая, когда взятие займа признаётся дозволенным:

1) берущий взаймы должен иметь намерение выплатить долг, то есть он не должен рассчитывать на то, что это финансовое обязательство ему могут простить или забудут;

2) должник обладает возможностью выплатить долг, то есть сумма для него должна быть подъёмной;

3) долг можно брать только на то, что не запрещено Шариатом. Исходя из этого, нельзя давать или брать в долг под проценты.

 

Перевод долга на другого человека

Отдельного внимания заслуживает ситуация переуступки долгового бремени или его части на другого человека. Исламское право предусматривает такую возможность. В арабском языке используется даже специальный термин «аль-хаваля». В этом случае подписывается договор между человеком, на котором висит долг, и тем, кто готов отвечать по этим обязательствам. Неотъемлемыми основами такой сделки являются предложение от должника и согласия как от кредитора, так и от того человека, который принимает перевод долга.

Есть две ситуации, когда такая финансовая схема аннулируется:

1) если принявший перевод долга человек отрицает этот факт, принося клятву, а передающее лицо не может предъявить доказательств;

2) если принявший долг человек умирает в состоянии банкротства.

 

Дуа для избавления от долгов

В заключение представим упомянутую выше дуа (молитву), которую читал Заключительный посланник Всевышнего ﷺ чтобы избавиться от испытания долгом:

АЛЛАХУММА, ИННИ А`УЗУ БИКЯ МИН АЛЬ-МАСЯМ ВАЛЬ-МАГРЯМ

Перевод: «О Всевышний, ищу прибежище у Тебя от тяжелого греха и долга»

Кроме того, существует риваят, гласящий, что Печать всех пророков ﷺ посоветовал одному из сахабов читать в такой ситуации 26 и 27 аяты суры «Семейство Имрана».

 

По материалам: https://islam.global/

Комментарии Вход