Достоинства прослушивания Кур`ана
Поистине, Священный Кyр`ан – это руководство и милость для людей, он ниспослан Господом Миров для того, чтобы мы читали его, действовали согласно нему, размышляли над его аятами, следовали повелениям Всевышнего и избегали того, что Он запретил. И поистине, во всём, что связано с Кyр`аном, есть благо: в его заучивании, чтении, прослушивании и в размышлении над ним.
Что касается прослушивания Священного Кyр`ана, то это считается благим деянием и одной из причин успокоения души.
Всевышний Аллах сказал:
أَلا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
«Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (сура Ар-Ра’д, аят 28)
Согласно одному из мнений, под поминанием Аллаха имеется в виду Кyр`ан, ибо зикр – одно из имён Священного Кyр`ана.
Слушание Кyр`ана является причиной верного руководства (хидаят).
Всевышний Аллах сказал:
فَبَشِّرْ عِبَادِ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ أُوْلَئِكَ الَّذِينَ هَدَاهُمْ اللَّهُ وَأُوْلَئِكَ هُمْ أُوْلُوا الأَلْبَابِ
«Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это те, кого Аллах направил на верный путь. Они и есть обладатели разума» (сура Аз-Зумар, аяты 17–18)
Всевышний говорит, что один из признаков разумного верующего — умение прислушиваться к словам других, хорошо их понимать, но выбирать лишь лучшее из того, что они слышат. А лучшая речь — это Речь Аллаха и Его Посланника.
Слушание Кyр`ана является причиной проявления милости Всевышнего Аллаха к тебе.
Всевышний Аллах сказал:
وَإِذَا قُرِئَ الْقُرْآنُ فَاسْتَمِعُوا لَهُ وَأَنْصِتُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
«И когда читают Кyр`ан, то (внимательно) слушайте его и молчите, чтобы к вам проявили милость» (сура Аль-Араф, аят 204)
Шейх Вахба аз-Зухайли (да смилуется над ним Аллах) комментирует этот аят в своём тафсире следующим образом:
إذا قرئ القرآن الكريم فأصغوا إليه أسماعكم، لتفهموا آياته وتتعظوا بمواعظه، وأنصتوا له عن الكلام مع السّكون والخشوع، لتعقلوه وتتدبروه، ولتتوصلوا بذلك إلى رحمة الله بسبب تفهّمه والاتّعاظ بمواعظه، فإنه لا يفعل ذلك إلا المخلصون الذين استنارت قلوبهم بنور الإيمان. والآية تدلّ على وجوب الاستماع والإنصات للقرآن، سواء أكانت التّلاوة في الصلاة أم في خارجها، وهي عامّة في جميع الأوضاع وكل الأحوال
«Когда читают Священный Кyр`ан, слушайте его, чтобы понять его аяты и получить его наставление. Слушайте его молча, со смирением, чтобы размышлять над его смыслом, чтобы это привело вас к милости Аллаха благодаря пониманию смысла и способности извлечь урок (назидание). И это делают только искренние верующие, чьи сердца озарены светом веры (имана). Аят указывает на обязательность слушания и молчания во время чтения Кyр`ана, независимо от того, читают его в намазе либо вне намаза. И это общее правило, касающееся всех ситуаций и положений» («Ат-Тафсир аль-Мунир», 9/229)
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил нам, что прослушивание Кyр`ана обладает великим достоинством. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من استمع إلى آية من كتاب الله كتبت له حسنة مضاعفة، ومن تلا أية من كتاب الله كانت له نورا يوم القيامة
«Тому, кто прослушал чтение одного аята из Кyр`ана, запишется вознаграждение, увеличенное в несколько раз. А для того, кто прочтёт этот аят, в Судный день он станет светом (нуром)» (Ахмад)
Стоит упомянуть, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встречался со сподвижниками, он просил их почитать ему Кyр`ан. Со слов Абдаллаха ибн Мас’уда передают:
قَالَ لِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: ((اقْرَأْ عَلَيَّ)). فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَقَرَأُ عَلَيْكَ وَعَلَيْكَ أُنْزِلَ؟ قَالَ: ((إِنِّي أُحِبُّ أَنْ أَسْمَعَهُ مِنْ غَيْرِي)). فَقَرَأْتُ سُورَةَ النِّسَاءِ، حَتَّى بَلَغْتُ ((وَجِئِنَا بِكَ عَلَى هَؤُلاءِ شَهِيدًا))، قَالَ: فَرَأَيْتُ عَيْنَيْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَهْمِلانِ.
«Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: “Почитай мне Кyр`ан!” Я сказал: “Как же я буду читать его тебе, когда он был ниспослан тебе?!” Он же сказал: “Я люблю слушать его от других”. Я стал читать ему суру Ан-Ниса, а когда дошёл до слов “…а тебя приведём свидетелем против этих”, он сказал: “Довольно!” Я увидел, что из глаз Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) текли слёзы» (аль-Бухари)
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) комментирует этот хадис:
وفي حديث ابن مسعود هذا فوائد منها استحباب استماع القراءة والإصغاء إليها، والبكاء عند تدبرها، واستحباب طلب القراءة من غيره ليستمع له، وهو أبلغ في التفهم والتدبر من قراءته بنفسه
«В хадисе Ибн Мас’уда имеются полезные выводы: желательно слушать Кyр`ан и плакать при размышлении над ним, желательно просить другого почитать Кyр`ан, чтобы послушать его, ибо это больше приводит к понимаю и размышлению, нежели чтение Кyр`ана для самого себя» («Шарх Сахих Муслим», 6/88)
Человеку необходимо проявлять усердие в чтении Кyр`ана, а также при его слушании. Необходимо проявлять усердие и в размышлении над словами Всевышнего Аллаха, не отвлекаясь при этом на голоса разных чтецов, дабы не лишиться благодати Кyр`ана.
Абдуль-Азиз аш-Шафии
По материалам: https://darulfikr.ru/