Достоинство месяца Мухаррам

11 сентябрь 2018 2259 0
Режим чтения

Поистине месяц Мухаррам – благодатный месяц, первый месяц года, один из запретных месяцев, о котором сказано в Кyр`ане (смысл):

«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе».

В хадисе сказано:

«Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумада аль ахир и Шаабаном» (аль-Бухари).

Аллах возвеличивает любое время и место, какое Он пожелает.

«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний» (Ибн Касир, толкование суры «ат-Тавба», 36 аят)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк  сказал о достоинстве поста в этом месяце: 

«После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим).

Месяцем Аллаха Мухаррам назван из-за его почётности. Аль-Кари сказал, что имеется в виду весь месяц. Но всё-таки не установлено, что Пророк  соблюдал пост весь месяц, кроме Рамадана. Этот хадис считают побуждающим к увеличению количества дней, во время которых соблюдается пост (Ан-Навави).

Аль-Иззу ибн Абд аль-Салам сказал: «Аллах увеличивает вознаграждение за совершённые дела, как, например, вознаграждая в большей степени за пост в Рамадан, нежели за пост во все другие времена, и также в день Ашура, достоинство которого происходит из-за щедрости и доброты Аллаха к Его рабам в этот день…» (книга «Кава’ид аль-Ахкаам»).

Отличие дня Ашура у мусульман

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал:

«Пророк  прибыл в Медину и увидел, что иудеи постились в день Ашура. Он спросил: “Почему вы поститесь?” 

Они ответили: “Это почётный день, в этот день Аллах спас сынов Изралиевых от их врагов, поэтому Муса (мир ему) постился в этот день”.

Он  сказал: “Мы более достойны Мусы (мир ему), чем вы”. Он постился в тот день и предписал поститься в тот день“» (имам аль-Бухари).

Традиция поститься в день Ашура существовала даже в доисламское время. Передано, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Люди во времена джахилии обычно постились в этот день…»

Аль-Куртуби сказал: «Возможно, у курайшитов это было обычаем, потому что они основывались на прошлом законе, следуя за Ибрахимом (мир ему)». Также передали, что Пророк  обычно постился на Ашура в Мекке, до того как переселился в Медину. После переселения он узнал, что иудеи особо отмечают этот день, и на его вопрос о причине они ответили так, как изложено в вышеуказанном хадисе. Он повелел мусульманам отличаться от иудеев и не отмечать этот день как праздник (Ибн Хаджар, «Фатх аль-Баари Шарх ‘аля Сахих аль-Бухари»).

Достоинства поста в день Ашура

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Я никогда не видел Посланника Аллаха  столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц Рамадан» (Аль-Бухари).

Пророк  сказал:

«Я надеюсь, что Аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде» (Муслим).

Это проявление щедрости Творца к нам: в посте в течение одного дня – искупление за грехи целого года.

Каким днём считается день Ашура

Ан-Навави сказал: «Ашура и Тасуа – слова с буквами удлинения, как известно из книг по арабскому языку. Мнение большинства учёных: “Ашура – десятый день Мухаррама, и Тасуа – девятый день. Таково ясное значение хадисов и то, что мы понимаем из общей формулировки. И это также то, что обычно понимается учёными языка” (аль-Маджмуу). Ашура – исламское название, которое не было известно во времена джахилии» («Кашшаф аль-Кина»).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Посланник Аллаха  приказал нам поститься на Ашура, десятый день Мухаррама» (Тирмизи).

Абд-Алла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал:

«Когда Посланник Аллаха  постился на Ашура и предписал пост всем мусульманам, они сказали: “O Посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. 

Посланник Аллаха  ответил: “Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, ин шаа Аллах, мы будем поститься также на девятый день”.

Но так случилось, что Посланник Аллаха  скончался прежде, чем наступил следующий год» (имам Муслим).

Мудрость желательности поста в девятый день Мухаррама

Аль-Навави сказал: «Учёные – наши сподвижники и другие – упоминали несколько причин, по которым желательно соблюдать пост в девятый день месяца Мухаррам:

1)  Чтобы отличаться от иудеев, которые почитают только десятый день. Это мнение передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).

2) Намерение состоит в том, чтобы добавить другой день к Ашура. Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто.

3) Для предостережения, чтобы удостовериться, что пост приходится на десятый день, в случае если существует какая-то ошибка в наблюдении луны в начале Мухаррама и девятый день на самом деле является десятым.

Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к хадису: “Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день”: “Возможно, под постом на девятый день имелось в виду не то, что он ограничит себя тем днём, а то, что он присоединил бы его к десятому, или необходимость отличия мусульман от иудеев и христиан, что более достоверно, как об этом свидетельствуют некоторые хадисы, переданные имамом Муслимом”» (Фатх, № 4/245)

О соблюдении поста лишь в день Ашура

В книге «Тухфат аль-Мухтаадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами говорится: «Нет ничего предосудительного в соблюдении поста лишь в день Ашура» (раздел о желательном посте). Пост в этот день соблюдается, даже если это пятница или суббота.

Нежелательно поститься только в пятницу, если не добавить к пятнице другой день. Человек может соблюдать пост в пятницу, если это совпадает с его привычным постом (например, он постится через день), или он постится выполняя обещание (назр), или он соблюдает пропущенный обязательный пост; то же самое относится и к посту в дни, предписанные Шариатом, как Ашура или Арафа («Тухфат аль-Мухтаадж»).

Мухаммад-Ариф Абдулаев

По материалам: http://www.islam.ru/

Комментарии Вход