Духовные ценности - как ограда от деструктивных течений
В каждый живший на земле народ Всевышний отправлял пророков и посланцев, и давал им ясные руководства. С писаниями Господа пророки увещевали людей и предостерегали их от различных заблуждений. Встав на истинный путь человечество вновь впадало в пучину заблуждении и грехов. Последним пророком стал Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Описывая его миссию Всевышний говорит:
«Мы отправили тебя только как милость для миров» (сура Анбийа, аят 107).
Кyр`ан стал последним руководством для всего человечества до Судного дня. Кyр`ан часто повторяет, что человеку необходимо благодарить Всевышнего за все блага, которые Он ему даровал. Самым великим благом для человека является – прямой путь. Именно об этом благе верующему необходимо просить Всевышнего неустанно. Ведь именно нахождение человека на прямом пути – является гарантией того, что войдет в райскую обитель. По этой причине постоянная мольба о прямой стезе является частью самой важной суры, прозванной «Уммуль Китаб» (сура Фатиха, аят 1-7).
К сожалению, после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) умма мусульман оказалась в том же положений, что и прежние общины. Политические и военные распри, ошибочные трактовки священных тестов и излишний догматизм привели к разладу среди мусульман, в свою очередь приведшие к различным конфликтам, которые продолжаются и по сей день. В известном хадисе, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что его община разделиться на различные течения, он дал описание группы, которая будет на прямом пути. Это люди общины т.е. большинства и следовавшие его пути т.е. сунне. Позже учеными был сформулирован термин «Ахли Сунна уаль-Джамаа». Ученые Ислама единодушно уверены в том, что именно этот путь является прямым в Исламе.
И мы хорошо знаем, что казахский народ с момента принятия Ислама придерживается именно пути «Ахли Сунна уаль-Джамаа», основанного на трудах имама Абу Ханифы и имама Матуриди. Долгие века Ислам жил и гармонично развивался по всех просторах Великой степи. Ученые казахских земель не только глубоко придерживались канонов Ислама, но и сами внесли большой труд в развитие Исламских наук. Кауам ад-дин аль-Иткани аль-Фараби (1286-1357), Хусамуддин ас-Сыганаки (1240-1310), Хибатулла ат-Тарази (1272-1333), позже Абай Кунанбаев (1845-1904), Шакарим Кудайбердиев(1858-1931) и Машхур Жусуп Копеев (1858-1931) оставили ярчайший след на пути распространения Ислама.
Обретение Независимости – стало пределом мечтаний для многих наших предков. Именно Независимость позволила нам заново открыто воссоединиться со своей исконной религией. Народ начал заново возраждать и развивать свою культуру, язык и религию. Несмотря на различные трудности и беды казахский народ сумел сохранить свою идентичность и самобытность. Задачей для нынешнего поколения является сохранение духовных ценностей. В век глобализации сложность данной задачи особенно усложняется.
Распростронение различных деструктивных религиозных идей стало новым вызовом для общества. Радикализм, основанный на искаженном понимании религии стал причиной политической и экономической отсталости во многих странах. Человек, подвязанный к идеям деструктивных течений, слепо верит в свои пагубные идеи и перестает слышать все призывы к рациональному размышлению и сопоставлению религиозных текстов.
Возвращение наших сограждан в лоно Традиционного Ислама требует различных комплексных мер. Большое значение в этой работе занимает привильное донесение и разъяснение духовных ценностей казахского народа. Противопоставление религии и традиций народа – является действенной уловкой деструктивных течений.
В истинности Ислам никогда не перечеркивал традиции и самобытность какого-либо народа. В Кур`ане Всевышний говорит:
«О люди! Воистину, Мы сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Воистину, самый почетный из вас перед Аллахом – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура Хужурат, аят 13).
Всевышний Аллах сообщает людям, что все они произошли из одной души, а из нее Он сделал пару и это Адам и Хавва (Ева). От них Аллах произвел народы, которые образованы от племен, последние в свою очередь имеют свои составляющие. Все они произошли от Адама и Хаввы (Евы), мир им, и в равной степени разделяют эту честь. Но они отличаются своим отношением к религии, а именно: к поклонению Аллаху и следованию за Его Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). После того, как Аллах запретил злословие за спинами других и унижение друг друга, Он говорит, что все они равны в своем происхождении.
«О люди! Воистину Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга»,
чтобы они узнавали друг друга по своему национальному или племенному происхождению. Ученый Муджахид прокомментировал слова: «чтобы вы узнавали друг друга», что, «такой-то, сын такого-то, из племени такого-то». Слова «Поистине самый почитаемый среди вас перед Аллахом – богобоязненный», это значит, что перед Аллахом человек может заслужить почет только благодаря своей богобоязненности, а не происхождению. На эту тему есть немало хадисов. Имам Бухари сообщает от Абу Хурайры, что, когда Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили, кто является самым благородным из людей, он ответил:
«Почитаемый из них перед Аллахом, богобоязненный из них».
Люди сказали ему: «Мы не об этом тебя спрашиваем». Тогда Посланник Аллаха сказал:
«Тогда – Йусуф (Иосиф), пророк Аллаха, сын пророка Аллаха, сына пророка Аллаха, сына возлюбленного Аллаха».
Они опять сказали: «Мы не об этом тебя спрашиваем». Он (да благословит его Аллах и приветствует) спросил их:
«Значит, вы спрашиваете меня о достоинствах арабов?»
Они ответили: «Да». Тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Лучшие из них во времена джахилийи (остались) лучшими и в исламе, если усвоили установления религии» (аль-Бухари).
В другом хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше имущество, но смотрит Он на сердца ваши и на ваши дела» (Ибн Маджа).
Имам Ахмад передал от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах!), что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему:
«Смотри же! Поистине, ничем ты не лучше ни красного, ни черного, кроме преимущества в богобоязненности (перед) Аллахом!» (Имам Ахмад).
Хабиб ибн Харраш аль-Асри сообщил, что он слышал, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Мусульмане – братья, и нет преимущества одного перед другим, кроме как в богобоязненности» (Ат-Табарани).
В этом году в столице прошел V Республиканский форум имамов под названием «Имам – ізгі қоғам жаршысы». На форуме наряду с другими важными документами был рассмотрен и принят концептуальный документ «Роль духовного управления мусульман Казахстана в пропаганде духовных (религиозных и национальных) ценностей». Данный документ еще раз подчеркнул важную роль служителей Муфтията в призыве к духовным ценностям в обществе.
Наша религия повелевает к единению и сплоченности. В Кyр`ане Всевышний говорит:
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Всевышний Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, - быть может, вы последуете прямым путем» (сура аль-Имран, 103).
В этих аятах Аллах призвал Своих верующих рабов быть признательными и благодарными за Его великие милости, бояться Его надлежащим образом, исправно подчиняться Ему и не ослушаться Его, поступая при этом искренне ради Него. Он велел людям исповедовать истинную религию и крепко держаться за вервь Аллаха, которую Он протянул к Своим рабам, сделав ее единственным путем, ведущим к Нему. Эта вервь - религия Аллаха и Его писание, и люди обязаны объединиться вокруг этой религии, не распадаться на группы и следовать этим путем до самой смерти. Всевышний Аллах напомнил мусульманам о том, в каком положении они находились до того, как Он оказал им эту великую милость. Они были разрозненны и враждовали друг с другом, но Аллах посредством Своей религии помог им объединиться, сплотил их сердца и сделал их братьями.
Необходимо помнить, что устойчивое развитие страны зависит от уровня стабильности в обществе. Каждый мусульманин должен осознанно понимать уровень ответственности возложенную на него Всевышним. Ведь служение и распространение религий Всевышнего – общая миссия верующих людей. Пусть Всевышний убережет нас от всяких заблуждений и одарит нас своей Милостью.
Данияр КЕНЖАЛИН, специалист Отдела религиозной реабилитации ДУМК
По материалам: https://www.muftyat.kz/