Единственный случай, когда грубость разрешена мусульманину
Мусульманин — это человек, обладающий самым благим нравом и прекрасными качествами. Верующий всегда должен быть вежлив, учтив и деликатен. Проявление грубости в разговоре является одним из бедствий языка. Проявление грубости не к лицу мусульманину, даже по отношению к тем, кто грубо обращается с ним.
Посланник Аллаха ﷺ был для всего человечества примером вежливости и благонравия. Даже с теми, кто совершил тяжкие преступления, Пророк ﷺ не обращался грубо. Таким отношением к окружающим он показывал красоту Ислама и, соответственно, вёл призыв.
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللَّهِ لِنْتَ لَهُمْ ۖ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ ۖ فَاعْفُ عَنْهُمْ وَاسْتَغْفِرْ لَهُمْ وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ
(смысл): «По милосердию от Аллаха (по причине милосердия, которое Аллах вложил в твоё сердце) ты, о Мухаммад, мягок, добр, снисходителен к сподвижникам, несмотря на то, что они нарушили твой приказ и ослушались тебя. А если бы ты был грубым, обладал жестоким сердцем и обращался с ними грубо и жёстко, то они разошлись бы от тебя. Прости же их за тот вред, который он причинили тебе, о Мухаммад, проси Аллаха о прощении для них и советуйся с ними во всех своих делах, чтобы люди последовали за тобой» («Сафват ат-тафасир», сура Али ‘Имран: 159)
Посланник Аллаха ﷺ не только сам проявлял вежливость и деликатность в общении с людьми, но и учил своих последователей и соратников проявлять вежливость и отказаться от грубости.
От Яхйи ибн Са’ида передаётся, что он слышал, как Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах сказал:
جَاءَ أَعْرَابِيٌّ فَبَالَ فِي طَائِفَةِ الْمَسْجِدِ، فَزَجَرَهُ النَّاسُ، فَنَهَاهُمُ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَلَمَّا قَضَى بَوْلَهُ، أَمَرَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِذَنُوبٍ مِنْ مَاءٍ فَأُهْرِيقَ عَلَيْهِ
«Однажды в мечеть явился какой-то бедуин и стал мочиться. Люди начали возмущаться, но Пророк ﷺ запретил им это. Когда тот бедуин закончил мочиться, Пророк ﷺ велел принести ведро воды и полить ею то место, где он помочился» (Бухари, 221)
В другой версии этого хадиса, которую передаёт имам Муслим от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), сообщается следующее:
قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لَا تُزْرِمُوهُ دَعُوهُ فَتَرَكُوهُ حَتَّى بَالَ، ثُمَّ إِنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ دَعَاهُ فَقَالَ لَهُ: إِنَّ هَذِهِ الْمَسَاجِدَ لَا تَصْلُحُ لِشَيْءٍ مِنْ هَذَا الْبَوْلِ، وَلَا الْقَذَرِ إِنَّمَا هِيَ لِذِكْرِ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ، وَالصَّلَاةِ وَقِرَاءَةِ الْقُرْآنِ
«Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Не прерывайте, оставьте его". И люди оставили его. Потом Посланник Аллаха ﷺ подозвал его и сказал ему: "Поистине, мечети предназначены не для того, чтобы мочиться или как-то иначе загрязнять их, они предназначены только для поминания Всевышнего Аллаха, молитв и чтения Кyр`ана"» (Муслим, 284)
Как мы видим, Посланник Аллаха ﷺ не стал ругать бедуина, который по своему невежеству непреднамеренно помочился в мечети. Он также остановил людей, которые, пытаясь исправить поведение бедуина, начали кричать на него. А потом Пророк ﷺ в очень деликатной форме сказал бедуину, что так в мечети поступать нельзя.
А теперь давайте спросим самих себя, обращаемся ли мы так же деликатно с людьми, которые даже не совершали ничего предосудительного. Мы помним видеоролики, в которых некий человек в очень грубой форме делал замечания туристам, практически оскорбляя и унижая их. Такое поведение не красит мусульманина.
Если заглянуть в соцсети и прочитать то, что пишут там мусульмане и как они обсуждают некоторые публикации, то дело обстоит ещё хуже. Наши братья и сёстры готовы сожрать любого человека, даже не выяснив достоверность информации или намерение оппонента.
Мусульманин должен всегда держать себя в руках, ему не подобает проявлять грубость с людьми, независимо от того, где он общается – на просторах интернета или в реальной жизни. То, что верующий обращается к кому-то через монитор компьютера или экран смартфона, не даёт ему права грубить и оскорблять человека.
Однако есть такой случай, когда проявление грубости уместно. Мусульманин может при необходимости проявить грубость, когда он общается с неверующими, приверженцами нововведений, тиранами и деспотами, если вежливое обращение, мягкие слова и наставления не принесли никакой пользы.
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ جَاهِدِ الْكُفَّارَ وَالْمُنَافِقِينَ وَاغْلُظْ عَلَيْهِمْ
(смысл): «О Пророк! Борись с неверными мечом и с лицемерами – языком, приводя им доводы, и будь суров к ним» («Сафват ат-тафасир», сура Ат-Тавба, 7:73)
За исключением вышеуказанных ситуаций мусульманину следует говорить с людьми мягко, быть приветливым и улыбчивым. Вежливость в общении с людьми и произнесение только того, в чём заключается благо, ведёт к прощению грехов.
От Хани ибн Язида (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он попросил Посланника Аллаха указать ему на такое дело, которое введёт его в Рай, и Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ مِنْ مُوجِبَاتِ الْمَغْفِرَةِ بَذْلُ السَّلَامِ، وَحُسْنُ الْكَلَامِ
«Поистине, к тому, по причине чего обязательно будет дано прощение, относится распространение саляма (приветствия) и вежливость в беседе» (Табарани, «Муджам аль-Кябир, 469)
От Ан-Ну‘мана ибн Са‘да передаётся, что Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал:
قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ فِي الجَنَّةِ غُرَفًا تُرَى ظُهُورُهَا مِنْ بُطُونِهَا وَبُطُونُهَا مِنْ ظُهُورِهَا، فَقَامَ أَعْرَابِيٌّ فَقَالَ: لِمَنْ هِيَ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: لِمَنْ أَطَابَ الكَلَامَ، وَأَطْعَمَ الطَّعَامَ، وَأَدَامَ الصِّيَامَ، وَصَلَّى بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ
«Пророк ﷺ сказал: "Поистине, в Раю имеются дома, внешний вид которых можно увидеть изнутри, а внутреннее убранство – снаружи". Один бедуин встал и спросил: "А для кого они предназначены, о Посланник Аллаха?" Пророк ﷺ ответил: "Они для тех, чья речь была приятной, кто кормил едой неимущих, долго постился и молился Аллаху по ночам, когда люди спят"» (Тирмизи, 1984)
То, что говорит человек, является зеркалом его внутреннего мира, поэтому каждый мусульманин должен соблюдать культуру общения, стараться использовать общеупотребительные благозвучные слова и ни в коем случае не проявлять грубость в своей речи.
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/