Если Аллах меня любит, то зачем Посылает испытания?
По сути это вопрос о том, насколько всё справедливо в Исламе.
Такой вопрос поступал ко мне от трёх разных людей при разных обстоятельствах, с единственным сходством в том, что вопрошающими были молодые мусульмане, столкнувшиеся с серьёзными духовными трудностями.
Сомнения, связанные с понятием справедливости, испытаний в Исламе, нередки среди мусульманской молодёжи в наши дни. Но вы вряд ли встретите мусульман старшего поколения, для которых предметом душевных терзаний является вопрос добра и зла в религии, переживания о том, справедлив ли Аллах. И это ключевой момент, поскольку он демонстрирует, насколько важно окружение, и как оно способно влиять на отношение одного человека к Богу и своей религии, и как это же окружение может посеять сомнения в его душе относительно своей веры.
Сомнения (шубухат) – вещь сугубо индивидуальная, и не существует универсального «набора» сомнений, которые испытывают верующие. Значимость окружения и щепетильного выбора друзей, собеседников нельзя недооценивать, так как этот круг общения всегда задаёт тон тем отношениям, которые мы выстраиваем с Господом и с нашей религией.
Негативный взгляд на наличие испытаний и трудностей в жизни верующего возник на Западе в результате чрезмерного акцентирования внимания на всепрощении и безоговорочной любви Бога к людям, а также потакания своему эго. Прискорбно, но многие мусульмане поддаются на такие уловки, особенно в реалиях современного века социальных сетей, технологий, которые имеют тенденцию подслащивать пилюлю, смягчать острые углы и всегда подчёркивать особенное значение человека в обществе.
Столкнувшись с проблемой низкой духовности среди христианской и иудейской молодёжи, на Западе внедрили более щадящий и лояльный подход, пустивший корни во все сферы жизни, в том числе религию. Целью этого подхода было привлечение молодого поколения лозунгами о любви, милосердии, всепрощении, дабы не дать им уйти из лона своей веры.
К сожалению, некоторые мусульмане с энтузиазмом переняли такое поведение. Они намеренно подчёркивают идею безусловной Божественной любви к человеку независимо от веры. Они называют Бога (да простит и убережёт Аллах от этого) другом человека, который «любит тебя, несмотря ни на что».
Неудивительно, что человеку, живущему с убеждением о безусловной и безоговорочной любви своего Творца, невыносима сама мысль о том, что Всевышний подвергает верующих испытаниям, и некоторые из них будут наказаны огнём Ада.
Истина же заключается в том, что любовь Аллаха (Тааля) обширна, но не безусловна. Его милость широка, но в то же время обусловлена определёнными принципами. Тот, кто утверждает, что Аллаху свойственны только любовь, милость и всепрощение, исключая при этом Его гнев, наказание, мощь, власть и силу – искажает религию и её основы.
В обратной ситуации может происходить диаметрально противоположное – человека запугивают повествованиями о гневе Аллаха, суровом наказании, игнорируя при этом способность Аллаха прощать грехи полностью и проявлять милость к Своим рабам.
Многие мусульмане в таком контексте задаются вопросом: «Почему же Аллах прощает тех, кто совершает грехи?» – и их накрывает волной ещё больших сомнений. Различные христианские секты, существовавшие на протяжении истории, попадая в этот духовный тупик, задавшись таким вопросом, приходили к поразительным умозаключениям – Бог якобы не может простить грешника, пока его сын не пожертвует своей жизнью в искупление грехов людей, Свят Аллах, и да убережёт Он нас от такого заблуждения.
Только в Исламе достигнут баланс между страхом и надеждой, которым нас учит Кyр`ан и Пречистая Сунна, а также великие учёные уммы в своих бесчисленных трудах.
«Они (иудеи) говорят: “Огонь коснётся нас лишь на считанные дни”. Скажи [им, Мухаммад]: “Разве вы заключили с Аллахом договор (об этом)? [Если вы заключили такой договор, то знайте, что] Аллах никогда не изменит Своему обещанию! Или же вы наговариваете на Аллаха то, чего (на самом деле) не знаете?”» (Сура Аль-Бакара, 80 аят)
«Неужели люди полагают, что их оставят без испытания только за то, что они сказали: “Мы уверовали”?» «Мы уже испытали тех, кто был до них. Аллах знает, кто искренен, а кто лжёт» (Сура Аль-Анкабут, 2-3 аяты)
Аллах – Царь царей, мы же – лишь рабы, созданные из пыли. Мы можем лишь просить в своих мольбах о Его любви, несмотря на всё наше неповиновение и грехи. Что такое грех сына Адама для Властелина миров, Господа и Творца всего и вся? Осознание нашего существования и возможности познавать своего Создателя, живя в этом мире, счастье произносить Его Пречистое Имя, никаким образом этого не заслуживая – что ещё нужно человеку? Если Он пожелает уничтожить нас, кто мы, чтобы противиться Его воле, в то время как Он – наш Создатель, который даровал нам жизнь?
Будучи каплей презренной жидкости, вправе ли мы рассуждать о справедливости Его решений? Те невзгоды и трудности, с которыми каждый из нас сталкивается – ничто в сравнении с удивительностью и грандиозностью других творений Аллаха, как можем мы о них сокрушаться?
Что действительно важно, так это Создатель и наше искреннее поклонение Ему. Это по-настоящему ценно и по-настоящему значимо.
Дэниел Хакикатжу
По материалам: https://darulfikr.ru/