Если обвинить мусульманина в неверии…
К сожалению встречаются в среде мусульман личности, которые позволяют себе очень опасные высказывания в адрес окружающих. Нередко можно услышать из их уст, либо в публикациях и комментариях в соцсетях обвинения в неверии. О пагубности подобных действий читайте в предлагаемой статье.
Имам ан-Навави в своей книге «Шарх Сахиху Муслим», комментируя хадис, переданный от ибн Умара, пишет:
"إذا كفر الرجل أخاه فقد باء بها أحدهما"...
هذا الحديث مما عده بعض العلماء من المشكلات من حيث إن ظاهره غير مراد ; وذلك أن مذهب أهل الحق أنه لا يكفر المسلم بالمعاصي كالقتل والزنا . وكذا قوله لأخيه : يا كافر من غير اعتقاد بطلان دين الإسلام.
«Если человек скажет своему брату (в исламе): “О кафир (неверный)!”, — это вернётся к одному из них».
«Этот хадис из тех, что ученые посчитали неоднозначным, так как его поверхностный смысл заключается в другом. Согласно пути ахлю сунны, мусульманин не становится неверным из-за совершения таких грехов, как убийство и прелюбодеяние. К подобной категории относятся и слова мусульманина своему брату по вере «О кафир!» без убеждения, что религия Ислам не истина» (См.: «Шарх Сахиху Муслим», т. 1, с. 238).
Также имам аль-Байхаки в своей книге «Шуг’аб аль-Иман», комментируя этот хадис, приводит другую версию, переданную от Абдуллаха ибн Динара:
"إذا كفر الرجل أخاه فقد باء بها أحدهما إن كان كما قال، وإلا رجعت إليه"
«Если человек скажет своему брату (в исламе): «О кафир!», – это вернётся к одному из них (если тот таков, значит, он заслуживает этого). В противном же случае сказанное вернётся к обвинителю»
И приводит слова имама аль-Халими, который говорит:
إذا قال ذلك مسلم لمسلم، فهذا على وجهين : إن أراد أن الدين الذي يعتقده كفر ، كفر بذلك، وإن أراد أنه كافر في الباطن ، ولكنه يظهر الإيمان نفاقا ، لم يكفر، وإن لم يرد شيئا ، لم يكفر.
«Когда мусульманин говорит «О кафир!» другому мусульманину, это можно расценить двояко. Если он имеет в виду, что Ислам, который тот исповедует, — это неверие (куфр), то он сам (обвиняющий) впадает в неверие. Если же обвиняющий подразумевает, что у того скрытое неверие, (то есть обвиняемый на самом деле неверующий в Аллаха человек, однако он выказывает веру из-за лицемерия, то обвиняющий не впадает в неверие. Также он не впадает в неверие, когда говорит эти слова другому, не имея в виду ничего конкретного» (См.: «Шуг’аб аль-Иман», №76).
Имам Зайн ад-Дин аль-Малибари в своей книге «Фатхаль-Му’ин» пишет следующее:
من قال لزوجته: يا كافرة مريدا حقيقة الكفر جرى فيها ما تقرر في الردة أو الشتم فلا طلاق وكذا ان لم يرد شيئا.
«Кто скажет своей жене: «О неверующая!», имея в виду куфр (неверие) в прямом смысле, то в этом случае применимы положения риддата (вероотступничества). Если же он хотел оскорбить ее этими словами, то в таком случае развод считается недействительным. Такое же решение насчёт того, кто сказал эти слова, не имея в виду чего-то конкретного» (См.: Фатх аль-Му’ин, с. 518).
Заключение:
1. Если мусульманин назовёт другого мусульманина неверным, имея в виду, что религия Ислам, которой тот придерживается, является не истиной, то он сам впадет в неверие. Если же он имеет в виду что-то другое или же не имеет в виду ничего конкретного, он в неверие не впадает.
2. Называть мусульманина неверным, не подразумевая его религию Ислам, не истиной, является греховным.
3. Развод считается действительным только в том случае, если человек назовет свою жену неверной, имея в виду куфр (неверие) в прямом его смысле.
По материалам: http://islam.ru/