Эти люди являются братьями шайтанов...
Чтобы человек жил нормальной жизнью, ему необходимо множество вещей. Следовательно, он всю жизнь старается обеспечить себя всем необходимым. У кого-то это получается, у кого-то нет, а некоторым удаётся накопить имущество, которого достаточно для того, чтобы обеспечить не только себя, свою семью и родных, но и целые города, а то и страны.
Каждый человек имеет право расходовать своё имущество по собственному усмотрению, если он не расходует его на запретное (харам). Однако при этом необходимо учитывать один очень важный момент. В Исламе это называется исраф – то есть расточительство, нерасчётливое использование жизненных благ.
Именно расточительство является одной из основных причин неравномерного распределения необходимых благ жизни между людьми. В то время когда где-то в Африке люди умирают от голода, жители другой части Земли, потребляя гораздо больше продуктов, чем им необходимо для нормальной жизни, страдают от ожирения. Назвать это ничем иным, как расточительством, мы не можем.
Таково же положение относительно других жизненных благ. Множество людей не могут обеспечить себя и свои семьи жильём, а некоторые живут в больших дворцах с множеством комнат и залов. Есть и такие расточители, что устанавливают в своих ванных комнатах золотые унитазы и тому подобное.
Поэтому в Исламе категорически запрещается исраф. Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в своих хадисах строго осуждают расточителей.
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
إِنَّ الْمُبَذِّرِينَ كَانُوا إِخْوَانَ الشَّيَاطِينِ وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِرَبِّهِ كَفُورًا
(смысл): «Поистине, расточители – братья шайтанов, то есть они подобны шайтанам своим злом и сеянием беспорядка, ибо они расходуют свои средства на ослушание Аллаху, а шайтан своему Господу неблагодарен» («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исра, 27)
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَتَى رَجُلٌ مِنْ بَنِي تَمِيمٍ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنِّي ذُو مَالٍ كَثِيرٍ، وَذُو أَهْلٍ وَوَلَدٍ، وَحَاضِرَةٍ، فَأَخْبِرْنِي كَيْفَ أُنْفِقُ؟ وَكَيْفَ أَصْنَعُ؟ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: تُخْرِجُ الزَّكَاةَ مِنْ مَالِكَ، فَإِنَّهَا طُهْرَةٌ تُطَهِّرُكَ، وَتَصِلُ أَقْرِبَاءَكَ، وَتَعْرِفُ حَقَّ السَّائِلِ، وَالْجَارِ، وَالْمِسْكِينِ» ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَقْلِلْ لِي، قَالَ: فَآتِ ذَا الْقُرْبَى حَقَّهُ، وَالْمِسْكِينَ، وَابْنَ السَّبِيلِ، وَلَا تُبَذِّرْ تَبْذِيرًا
«Как-то раз к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) пришёл один человек из племени Бану Тамим, который сказал: "О Посланник Аллаха, у меня есть много денег, родственники и земля, так скажи, что мне делать?"
В ответ ему Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Выплачивай закят с того, чем ты владеешь, ибо закят есть средство, которое очистит тебя, поддерживай связи с родственниками и отдавай должное неимущему, соседу и просящему".
Этот человек сказал: "О Посланник Аллаха, дай мне облегчение".
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику – должное им, и не растрачивай безрассудно (то есть не расходуй свои средства не в делах повиновения Аллаху и не будь расточительным)"» (Имам Ахмад, 12394; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-авсат», 8802)
Исраф может быть в том, о чём мы даже не подозреваем. Например, мы часто забываем выключить свет в комнате, где нет никого, без надобности оставляем включёнными электроприборы. Мы также видим, как молодые люди без надобности катаются по городу, сжигая без пользы большое количество топлива.
Такое отношение к благам, дарованным Всевышним, является неблагодарностью Творцу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и его сподвижники показали нам пример бережливости ко всем жизненным благам – пище, воде, одежде и прочим вещам.
Мы тоже должны следовать во всём их примеру. Чтобы не было исрафа в еде и не приходилось выбрасывать лишнее, старайтесь точно рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления еды. Также старайтесь не покупать лишнего, чтобы потом не приходилось выбрасывать испорченные продукты.
Старайтесь при готовке рассчитать еду на тех, кто будет есть. Если на столе много еды, естественно, и потреблять будут больше, а обжорство является причиной множества болезней. Завершить трапезу желательно слегка голодным.
Дома следите за тем, чтобы свет, газ, вода и прочее не расходовалось без пользы. Выключайте свет и газ, когда не пользуетесь ими. Следите, чтобы вода не текла из крана просто так. Как только вы окончите умываться, мыть посуду и набирать воду для приготовления пищи, сразу закрывайте воду.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَرَّ بِسَعْدٍ، وَهُوَ يَتَوَضَّأُ، فَقَالَ: مَا هَذَا السَّرَفُ فَقَالَ: أَفِي الْوُضُوءِ إِسْرَافٌ، قَالَ: نَعَمْ، وَإِنْ كُنْتَ عَلَى نَهَرٍ جَارٍ
«Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) проходил мимо Сa’да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллаха), когда тот совершал омовение, и спросил: "Что это за расточительность?"
Тот спросил: "Неужели при совершении омовения возможна расточительность (исраф)?"
Он сказал: "Да, даже если ты находишься у протекающей реки"» (Имам Ахмад, 7065; Ибн Маджах, 425; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 2533)
Верующий также должен бережно относиться к одежде и обуви. Нет ничего предосудительного в покупке дорогих и качественных вещей, если у человека есть на то возможность, главное не покупать одежду и обувь, в которой нет нужды.
Если у вас появились лишние средства, не торопитесь бежать в магазин, чтобы сделать ненужные покупки. Поделитесь тем, что у вас в избытке, с бедными – узнайте, кому нужна помощь, перечислите средства в благотворительный фонд, сделайте подарки нуждающимся родственникам.
Итак, жизненные блага, дарованные людям, распределяются между ними очень неравномерно. В то время как где-то люди умирают с голода и страдают от жажды, другая половина человечества болеет от обжорства и тратит воду с избытком. Причина этого в болезни расточительства, которую иначе называют исраф. Если люди научатся экономно и бережно тратить имеющиеся ресурсы, а излишки не выбрасывать, а отдавать нуждающимся, многие проблемы человечества можно будет решить.
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/