Этих людей окружают ангелы...
Всевышний Аллах создал людей, чтобы они поклонялись Ему. Если верующий живёт, соблюдая все предписания своего Создателя, все его действия и вся его жизнь считаются поклонением.
Тем не менее, Всевышний вменил в обязанность своим рабам определённые виды поклонения, а совершение других видов поклонения сделал желательным. Но Всевышний не обязал человека совершать ничего, что могло бы поставить его в тяжёлое положение или причинило бы ему вред.
Все обряды нашей религии максимально облегчены, а в тяжёлых жизненных ситуациях, например, при болезни, в пути и в других подобных ситуациях шариат даёт верующему послабления и позволяет совершать некоторые виды поклонения в облечённом виде.
Одним из самых лёгких, но в то же время высоко вознаграждаемых видов поклонения является поминание Аллаха (зикр). Верующий, поминающий Всевышнего в любой ситуации, какой бы сложной она ни была, даже на смертном одре, что очень важно, не забывает о Своём Создателе.
От ‘Абдуллаха бин Бусра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَنَّ رَجُلًا قَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ شَرَائِعَ الإِسْلَامِ قَدْ كَثُرَتْ عَلَيَّ، فَأَخْبِرْنِي بِشَيْءٍ أَتَشَبَّثُ بِهِ، قَالَ: لَا يَزَالُ لِسَانُكَ رَطْبًا مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ
«Как-то раз один человек попросил: "О Посланник Аллаха, поистине, установлений Ислама для меня слишком много, так расскажи мне о чём-нибудь таком, чего я стану твёрдо придерживаться". В ответ ему Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Пусть язык твой без устали поминает Аллаха"» (Тирмизи, 3375; Ибн Маджах, 3793; Ибн Хиббан, 814)
Чем чаще человек читает зикр, тем больше у него шансов покинуть этот мир верующим. Любой из нас в момент перед смертью может быть обманут шайтаном, но тот, кто всю жизнь поминал Аллаха, и при смерти будет поминать Его.
Читая различные виды зикра, поминая и восхваляя Господа, мы показываем, что осознаём Его величие и своё истинное положение и выражаем Ему благодарность. Чем больше мы осознаём это, тем больше пользы мы получаем от зикра, соответственно увеличивается и награда.
Поминание Аллаха – это поклонение, для которого не требуется особых условий и усилий, нужно только сердце, наполненное любовью, надеждой и упованием. Следовательно, за простое произнесение зикра без вовлечения сердца верующий получает мало пользы.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар» пишет об этом следующее: «Зикр (слова поминания Аллаха) произносят или сердцем, или вслух, но лучше, когда поминают и сердцем, и вслух (языком), а если ограничиться чем-то одним, то предпочтительнее поминать сердцем. Однако наряду с этим не следует отказываться и от поминания вслух с сердцем из опасения, что такое поминание кто-то может посчитать показным. Напротив, поминать Аллаха нужно и вслух, и сердцем, делая это ради довольства Всевышнего Аллаха».
Верующему желательно не только индивидуально заниматься поминанием Всевышнего, но и находиться в собрании (кружке) среди поминающих Аллаха. На это указывают множество хадисов Пророка ﷺ.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ لِلهِ مَلَائِكَةً يَطُوفُونَ فِي الطُّرُقِ يَلْتَمِسُونَ أَهْلَ الذِّكْرِ، فَإِذَا وَجَدُوا قَوْمًا يَذْكُرُونَ اللهَ تَنَادَوْا: هَلُمُّوا إِلَى حَاجَتِكُمْ، قَالَ: فَيَحُفُّونَهُمْ بِأَجْنِحَتِهِمْ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا
«Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках людей, занятых поминанием Аллаха, а когда они находят людей, поминающих Аллаха, то обращаются друг к другу со словами: “Идите к тому, что вы ищете!” И они окружают таких людей своими крыльями до самого нижнего неба» (Бухари, 6408)
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк сказал:
إِنَّ لِلَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى مَلَائِكَةً سَيَّارَةً، فُضُلًا يَتَتَبَّعُونَ مَجَالِسَ الذِّكْرِ، فَإِذَا وَجَدُوا مَجْلِسًا فِيهِ ذِكْرٌ قَعَدُوا مَعَهُمْ، وَحَفَّ بَعْضُهُمْ بَعْضًا بِأَجْنِحَتِهِمْ، حَتَّى يَمْلَئُوا مَا بَيْنَهُمْ وَبَيْنَ السَّمَاءِ الدُّنْيَا
«Поистине, есть у Всевышнего Аллаха ещё и другие ангелы, странствующие по земле в поисках собраний, где поминают Аллаха (маджлисов зикра), и когда они находят собрание, в котором люди занимаются поминанием Аллаха, то садятся вместе с ними и окружают их своими крыльями, пока не заполнят собой всё пространство между нижним небом и землёй» (Муслим, 2689)
Посланник Аллаха ﷺ называл кружки поминающих Аллаха (маджлисы зикра) райскими садами и призывал своих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) присоединяться к таким кружкам, если они будут проходить мимо них.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا مَرَرْتُمْ بِرِيَاضِ الجَنَّةِ فَارْتَعُوا قَالُوا: وَمَا رِيَاضُ الجَنَّةِ؟ قَالَ: حِلَقُ الذِّكْرِ
«Если будете проходить рядом с райскими садами, насладитесь ими». Люди спросили: «А что такое райские сады?» Он ответил: «Кружки тех, кто занимается поминанием Аллаха» (Имам Ахмад, 12523; Тирмизи, 3510)
Когда верующие собираются на маджлисах зикра, помимо того, что их окружают ангелы, их укрывает милость Всевышнего и им ниспосылается спокойствие. И самое главное – Всевышний Аллах поминает их.
От Абу Хурайры и Абу Са’ида (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَقْعُدُ قَوْمٌ يَذْكُرُونَ اللهَ عَزَّ وَجَلَّ إِلَّا حَفَّتْهُمُ الْمَلَائِكَةُ، وَغَشِيَتْهُمُ الرَّحْمَةُ، وَنَزَلَتْ عَلَيْهِمِ السَّكِينَةُ، وَذَكَرَهُمُ اللهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ
«Когда люди сидят, поминая Всевышнего Аллаха, их обязательно окружают ангелы, их укрывает милость, на них нисходит сакина (спокойствие), и Аллах поминает их среди тех, кто находится при Нём» (Имам Ахмад, 11875; Муслим, 2700; Ибн Маджах, 3791; Ибн Хиббан, 855)
Как видите, поминание Аллаха, особенно на собраниях для зикра, имеет важное значение для верующего, но в суете мирской жизни наши мысли заняты бытовыми заботами, и мы забываем о самом главном. А поминание Аллаха возвращает раба к своему Создателю и не даёт мирскому взять над ним верх.
У верующего, который при возможности постоянно поминает своего Господа, жизнь изменится только к лучшему, его мирские дела наладятся, на душе станет спокойнее, а главное, он будет чувствовать эту особенную связь со Всевышним, Его участие в своих делах, Его любовь, заботу и оберегание.
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/