Это хитрое слова «нельзя»
Пока малыш маленький, естественно, никому в голову не придет запрещать ему плакать по ночам, сосать пальцы, переворачиваться. Но когда ребенок подрастает и начинает осваивать все больше пространства, интересуясь всем, что ему только попадается на глаза, взрослым так и хочется сказать «нельзя!»
Взрослые люди часто употребляют слово «нельзя», особенно при воспитании детей. Родители повторяют это слово в течение дня, запрещая ребенку всяческие вещи, которые, по мнению взрослого, делать опасно или не должен делать ребенок. Порой доходит до того, что многие взрослые на любую активность ребенка, практически не глядя, говорят «нельзя». Почему? Да потому что так удобнее, спокойнее взрослому, не нужно прилагать усилий для разъяснения что хорошо, что плохо, что может быть опасно.
Психологи вывели такую формулу: количество запретов должно быть равно возрасту ребенка в годах, умноженному на два. Таким образом, годовалый ребенок способен усвоить два запрета. А четырехлетний малыш – восемь.
Но важно отметить, что же на самом деле нельзя. Многие мама и особенно бабушки говорят: «нельзя разговаривать во время еды», «нельзя пачкать одежду», «нельзя есть руками». И многие другие подобные нельзя. А почему, собственно, нельзя? В каждом случае необходимо разобраться, действительно ли это несет вред, или нам так удобнее. Говорить во время еды — это сунна, вот только говорить нужно о величии Аллаха или о религии. Есть руками – тоже сунна. И конечно, малыш еще не научился есть аккуратно и размазывает всю кашу по столу, но как это полезно для его развития! Детям до двух лет даже не следует говорить об аккуратности, так как такая размазня стимулирует развитие речи. Нельзя пачкать одежду, потому что маме лень стирать? АльхамдуллиЛях, Аллах облегчил труд женщины, дав нам стиральные машины. «Пятна такие, что не отстираешь» — слышу я часто в ответ. Тогда заведите такую одежду (я называю ее «домашняя одежда»), которую не жалко пачкать, в которой можно есть так, как можешь, рисовать, лепить и пр. Также дополнительную уличную одежду, в которой можно бегать по лужам, валяться в траве…
Вообще, многие подобные «нельзя» можно превратить в «можно, но с ограничениями», или в «можно, но не сейчас». По лужам можно ходить, но только в резиновых сапогах. На обоях не рисуем, а вот на кафеле в ванной можно. Книги мы бережем, а вот этот журнал/газету можно порвать. Здесь вести себя нужно тихо, а вот выйдем на улицу, можно и покричать. Пятую конфету можно съесть, но вечером. Гулять под дождем можно, но только летом.
Так же родителям нужно заранее подготовиться, чтобы свести к минимуму запреты для ребенка. Убрать те вещи со стола, которые будет очень жалко, если их разобьют, спрятать в недоступные места, то, что могут сломать, порвать, испачкать. Запереть шкафы, обезопасить двери и розетки. Ваша фантазия вам поможет придумать, как еще обезопасить свой дом от проделок маленького карапуза.
«Нельзя есть много сладкого», «нельзя лезть туда, где высоко», «нельзя смотреть много мультиков» и пр. Почему нельзя? Ребенок искренне не понимает! Необходимо объяснить ребенку — чем тот или иной поступок чреват. Потому что: опасно, можно упасть, могут глаза/живот заболеть… И старайтесь заменить ваше «нельзя» позитивной фразой, т.е. фразой без частички «не» и слова «нельзя». Например: «если есть много сладкого, может животик заболеть, зубки испортятся», «аккуратно, там высоко!» , «осторожно, это опасно!», «мультик смотрим 10 минут, чтобы глазки наши были здоровыми!». При такой аргументации своей мысли ваш ребенок легче и лучше среагирует на то, что вы собирались ему запретить.
Так, когда же действительно НЕЛЬЗЯ? Резкий запрет может быть связан с причинением вреда (физического, морального) себе или другим. Например: нельзя играть с огнем, обижать тех, кто слабее, выбегать на дорогу, совать пальцы в розетку. Резко и грозно говорите «нельзя!» именно в тот момент, когда малыш уже побежал на дорогу, чтобы его остановить. Но потом, когда эмоции успокоятся, необходимо объяснить, почему же нельзя.
Реакция детей на слишком частые запреты хорошо известна всем родителям: злость, крик, плач, упрямство, обида. В семьях, где взрослые часто используют это запрещающее слово, ребенок постепенно превращается либо в «бунтаря», либо в «человека в футляре». Бунтарь со временем, как минимум, перестает как-либо реагировать на слово «нельзя», а то вообще, начинает делать специально все наоборот. В его сознание рождается примерно следующая реакция: «ах так, снег есть нельзя, тогда я обязательно буду сосать сосульки, облизывать варежки, качели».
«Человек в футляре» — это такой ребенок, который становится безвольным, боится сам проявлять какую-либо активность, так как уверен в том, что бы он ни делал, в этом обязательно заключается какая-то опасность, или он в очередной раз расстроит маму.
В некоторых случаях придётся выбирать – что важнее: новый ковер на полу или нормальные и спокойные отношения с ребенком. Постоянные дерганья приведут лишь к проблеме во взаимоотношениях и доверии вместо послушания. Так как по непонятным причинам близкий, родной человек становится злым и чужим.
Просите в дуа помощи у Всевышнего Создателя в мудром и правильном воспитании детей.
Хаят Ибрагимова, детский психолог
По материалам: http://annisa-today.ru/