Фетва в Исламе
Фетва представляет собой богословско-правовое решение в исламе по проблеме, которая отличается актуальностью на общественном, групповом либо индивидуальном уровне.
С ранних лет развития религии Аллаха свои взгляды на тонкие религиозные аспекты стали выражать наиболее образованные мусульмане. Временной промежуток со II по IV века по Хиджре называется историками «золотым временем иджтихада». Именно тогда были выработаны условия, выполнение которых придавало суждениям богословов характер фетвы – правового суждения.
Отличительные черты фетвы
1. Фетва должна исходить из коранических аятов и хадисов.
2. Решение принимается человеком либо группой лиц, обладающих необходимым знанием и чистотой помыслов.
3. Фетва должна быть свободной от политической конъюнктуры.
4. Решение должно быть адекватным современным реалиям.
Именно к периоду «золотого века иджтихада» относится жизнь и деятельность основателей практически всех мазхабов суннитского ислама.
Кто такой муджтахид?
Человек, который способен выдавать такие решения, именуется муфтием либо муджтахидом. Важно понимать, что изначально термин «муфтий» не предполагал формализованного, то есть санкционированного со стороны какого-то политического института, поста. Однако в настоящее время, когда говорят о муфтии, подразумевают некое юридически закреплённое положение. В частности, такая ситуация наблюдается в постсоветских странах.
Перед человеком, который стремится именоваться муджтахидом либо муфтием и принимать богословско-правовые решения, стоит задача отвечать нескольким важнейшим требованиям. В частности, это совершенное владение арабским языком, необходимость быть хафизом Кyр`ана, прекрасное знание разных вариантов тафсира и, как минимум, трёх тысяч высказываний Заключительного посланника Всевышнего ﷺ со всеми комментариями и пояснениями.
Существует отдельная градация степени муджтахидов. Самая высшая – это те, кто способен выдавать решения в масштабах всего Шариата (фи-ш-шар’и). Далее идут муджтахиды, которые могут производить богословско-правовые суждения на уровне отдельных масхабов (фи-ль-мазхаб). Наконец, третья ступень характеризуется тем, что в её рамках муджтахиды издают фетвы по отдельным вопросам (фи-т-тарджих).
Источники фетв
Сам процесс поиска ответа на злободневные проблемы сквозь призму религиозных источников называется иджтихадом. Источники, из которых мусульманские учёные черпают фетвы, разнятся в зависимости от мазхабов. Однако главными, бесспорно, являются Кyр`ан и Благородная сунна. Кроме того, большое значение имеют иджма (единогласное мнение сообщества мусульманских богословов), кыяс (суждение по аналогии). Иногда, в частности, в рамках ханафитского мазхаба, традиции, характерные для какой-то местности и не противоречащие шариатским установлениям, так же могут выступать в качестве источника, откуда богословы черпают основания для своих выводов.
Может возникнуть мнение, что фетва является мусульманским аналогом прецедента, который характерен для англосаксонской правовой школы. Однако это не совсем так. Кардинальным отличием двух видов юридических решений является степень их всеобщности. Если судебный прецедент в США и Великобритании универсален для всех, то с мусульманскими фетвами ситуация обстоит ровным счётом наоборот. Это не более чем мнение богослова, которое обычные верующие могут принимать в качестве некоего ориентира, а могут закрыть на него глаза. Таково, например, положение разнообразных маргинальных структур и деятелей, которые принимают экстремистские решения, вводя тем самым обычных мусульман в заблуждение. Естественно, что сами верующие понимают конъюнктурность решений таких деятелей и не ведутся на их пропаганду.
Тем не менее, в некоторых современных государствах существуют специальные органы по вынесению фетв, которые являются обязательными для всех граждан. В частности, речь идёт о Саудовской Аравии, где функционирует специальная Комиссия по вынесению фетв и исследованиям.
Актуальность института фетв для современной мусульманской уммы невозможно переоценить. Как бы банально это ни звучало, но мир в последние десятилетия меняется стремительным образом. Мусульмане всё чаще сталкиваются с вопросами, ответы на которые отсутствуют в классических источниках. Например, о пересадке человеческих органов ничего не сказано ни в Кyр`ане, ни в Пречистой сунне Пророка Мухаммада ﷺ. В связи с этим перед лучшими мусульманскими умами встаёт задача вынесения наиболее грамотного решения, которое позволяло бы обычным верующим пользоваться благами науки в виде новейших технологий, не ставя под сомнение свои убеждения.
По сути, институт фетв «осовременивает» положения Шариата, способствуя тому, что эта правовая система не становится сводом архаичных норм, которые соблюдаются только из уважения к традиции и в качестве насилия над собственной верой.
По материалам: https://islam.global/