Гостеприимство в исламе: традиция, проверенная временем
Гостеприимство – одно из важнейших добродетелей в исламе, которому придается большое значение в Священном Кyр`ане и Сунне пророка Мухаммада ﷺ. Оно выходит за рамки простого социального этикета, это выражение щедрости, доброты и стремление построить общество благоденствия.
Священный Кyр`ан о гостеприимстве
В аятах Священного Кyр`ана неоднократно подчеркивается важность гостеприимства, призывая верующих быть добрыми и щедрыми по отношению к гостям. В Священном Кyр`ане сказано:
«А жившие в домах [в Медине] и уверовавшие до них [до того, как туда переселились мусульмане из Мекки, искренне] любят переселившихся к ним и не чувствуют зависти к тому, что дано им. Они ставят их выше себя [отдают им еду, а сами остаются голодными], даже если сами нуждаются. А защищенный от скупости преуспеет [и спасется]» (Аль-Хашр, 9).
Речь идет о бескорыстном гостеприимстве ансаров Медины, которые приютили своих братьев по вере, мухаджиров из Мекки, и были готовы дать им все до последнего, что у них есть.
В коранической истории о «накрытом столе» подчеркивается важность совместного приема пищи с другими. В Священном Кyр`ане в суре «Аль-Маида» сказано:
«Иса, сын Марьям [поняв искренность их намерений], сказал [обращаясь с мольбой к Аллаху]: «О Аллах, Господь наш! Низведи нам трапезу с небес, которая станет праздником для первых из нас и последних, а также [станет] знамением от Тебя [указывающим на Твое могущество и истинность моего пророчества]. И даруй нам пропитание, ибо Ты – наилучший из дарующих пропитание» (Аль-Маида, 114).
Чудесное накрытие стола, ниспосланное Аллахом, послужило Божественным знамением и уроком о важности совместной еды.
Пример пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников
Пророк Мухаммад ﷺ на протяжении всей своей жизни являл собой пример беспрецедентного гостеприимства. Его знаменитое высказывание:
«Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, должен быть щедрым к своему гостю» (Бухари),
отражает значение этой добродетели.
Согласно другому хадису Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Угощайте других [будьте гостеприимны; всегда старайтесь сделать другому приятно, особенно когда это касается яств и угощений, и будьте при этом искренни и бескорыстны пред Богом]» (Ас-Суюти).
Один из ближайших сподвижников Пророка ﷺ Абу Бакр (р.а.), был известен своим необыкновенным гостеприимством. Однажды в Медину пришел бедуин и попросил еды. Абу Бакр (р.а.) отвел его к себе домой и, несмотря на ограниченность еды, предложил ему то немногое, что у него было. Этот акт самоотверженности глубоко впечатлил бедуина.
Усман ибн Аффан (р.а.) – еще один ближайший сподвижник Пророка ﷺ, который славился своим исключительным гостеприимством. Однажды во время нужды к нему подошел нищий и попросил помощи. Усман (р.а) не только угостил его едой, но и отправил еще немного еды в дом нищего.
Мусульмане и исламские организации по всему миру продолжают поддерживать традицию гостеприимства посредством таких инициатив, как бесплатное общественное питание, приюты для бездомных и места отдыха для путешественников.
Гостеприимство в исламе распространяется не только на мусульман, но и на людей других вероисповеданий. Инициативы, способствующие межконфессиональному диалогу, часто включают совместные обеды и мероприятия, способствующие взаимопониманию и единству.
Гостеприимство в исламе – это не просто культурная норма, а глубокая духовная практика, основанная на учении Священного Кyр`ана и воплощенная в жизнь пророком Мухаммадом ﷺ и его сподвижниками. Примеры гостеприимства раннего ислама продолжают вдохновлять мусульман перенимать эту добродетель и соблюдать ее в лучших традициях.
Мухсин Нурулла
По материалам: https://islam-today.ru/