Идет ли «безмазхабность» на убыль? Довод на дозволенность иджтихада в фикхе

15 январь 2019 1636 0
Режим чтения

Сейчас фитна тех, кто отрицает законность следования мазхабам фикха, на постсоветском пространстве, кажется, идет на убыль. По крайней мере, признаки ее не так сильно заметны, как это было лет 8 назад. Многие псевдосаляфиты осознали тупиковость «безмазхабности», обратились к изучению мазхабного фикха, оставив «лямазхабийю» либо тем, кто недавно принял Ислам/начал его соблюдать и пока еще не разобрался, что к чему, либо совсем уж маргиналам и неадекватным личностям. Во всяком случае, мои личные наблюдения свидетельствуют об этом.

Я не говорю сейчас о явлении «скрытой безмасхабности», когда отдельные суннитские толибы и устазы, которых не устраивает то или иное решение четырех мазхабов, начинают в поисках удовлетворяющего их нафс ответа обращаться к отвергнутым учеными мнениям, фетвам Ибн Хазма, а то и напрямую к аятам и хадисам. Это отдельная беда, поэтому и говорить о ней надо отдельно.

Но если вдруг вас спросят, какой довод на то, что иджтихад имамов фикха — законная часть Ислама, объясните им доступным языком этот достоверный хадис.

Ан-Насаи передал в «ас-Сунан ас-сугра» слова Ибн Масꞌуда, да будет Аллах им доволен, который сказал:

عن ابن مسعود قال : أكثروا عليه ذات يوم فقال : إنه قد أتى علينا زمان ولسنا نقضي ، ولسنا هناك ، ثم إن الله بلغنا ما ترون ، فمن عرض عليه قضاء بعد اليوم فليقض بما في كتاب الله ، فإن جاءه أمر ليس في كتاب الله ولا قضى به نبيه صلى الله عليه وسلم فليقض بما قضى به الصالحون فإن جاءه أمر ليس في كتاب الله ولا قضى به نبيه صلى الله عليه وسلم ولا قضى به الصالحون فليجتهد رأيه ، ولا يقل : إني أرى ، وإني أخاف ; فإن الحلال بين والحرام بين ، وبين ذلك مشتبهات ، فدع ما يريبك إلى ما لا يريبك

«Придет время, когда мы не сможем выносить решения, поскольку нас уже не будет в живых. Поистине, Всевышний Аллах предопределил так, что сейчас вы с вопросами обращаетесь к нам. А тот, кому придется судить в будущем, пусть сначала обратится к Книге Аллаха. А если он не найдет ответа в Книге Аллаха, то пусть обратится к тому решению, которое вынес Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. А если возникнет вопрос, ответа на который нет ни в Книге Аллаха, ни в решениях Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то пусть судит так, как судили праведники. А если будет такой вопрос, ответа на который нет ни в Книге Аллаха, ни в решениях Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ни в решениях праведников, то пусть совершит иджтихад. И пусть он не говорит: «Я боюсь, я боюсь». Поистине, дозволенное ясно, и запретное ясно, а между ними – сомнительное. Так оставь то, в чем есть сомнение, в пользу того, в чем нет сомнения».

Абу Абдуррахман – то есть имам ан-Насаи – сказал:

«Этот хадис очень хороший».

(Шейх Мухаммад аль-Аввама, хафизахуЛлах, «Асар аль-хадис…», с. 207)

Имам ас-Синди сказал об этом хадисе:

«В этом хадисе — довод на дозволенность иджтихада. И хоть он и маукуф (заканчивается на сподвижнике), однако он имеет положение марфу’ (то есть хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)»

 

Ахмад Абу Яхья - преподаватель кафедры исламских дисциплин Казанского исламского университета. Сотрудничает с сайтом azan.ru и издательствами «Хузур» (Казань) и «Дарульфикр»

По материалам: http://annisa-today.ru/

Комментарии Вход