Имам Абу Ханифа: Что есть иман (вера)?
Ученик (Абу Мукатиль Хафс ибн Сальм ас-Самарканди):
– … Поведайте же мне, что есть вера?
Ученый (Имам аль-Аʼзам Абу Ханифа ан-Нуʼман, рахимахуллах):
– Вера – это свидетельствование (тасдик), познание, уверенность (якыйн), подтверждение (икрар) и покорность (Ислам). Свидетельствование людей бывает трех видов. Есть те, кто свидетельствует (подтверждает) свою веру как сердцем, так и языком. А есть те, кто свидетельствует о своей вере сердцем, но лгут языком.
Ученик:
– Вы раскрыли мне ответ на вопрос, который я не мог найти. Расскажите об этих трех группах людей. Поведайте, кто из них является истинно верующим перед Аллахом, а кто – нет?
Ученый (рахимахуллах):
– Кто подтверждает веру в Аллаха и в то, что ниспослано от Него, и сердцем, и языком, тот является истинно верующим, как перед Всевышним Аллахом, так и перед людьми. Кто подтверждает языком, но отрицает сердцем, тот является неверующим перед Аллахом, но верующим перед людьми. Ведь людям неизвестно то, что у него на сердце. Но по причине свидетельствования языком и произношения шахады, его следует считать верующим, так как мы не можем заглянуть в его сердце. Есть также те, кто является верующим перед Всевышним Аллахом, но неверующим перед людьми. Таково положение тайной веры, когда человек произносит слова неверия своим языком. Кому неизвестно о том, что он поступает так по причине сокрытия своей веры, считает его неверующим. Но перед Всевышним Аллахом он является верующим.
Ученик:
– Вы раскрыли мне истину. Однако я вижу, что вы описали веру многогранно: свидетельствование, познание, подтверждение, уверенность и покорность.
Ученый (рахимахуллах):
– Да вознаградит тебя Аллах! Не торопись, будь бдителен в таких вопросах. Если в тебе появятся возражения относительно того, о чем я поведал, и если ты искренен, то попроси дать тебе разъяснение. Как же много людей, которым сперва не нравится то, что они услышали, но стоит разъяснить им, как они остаются довольны. Не будь одним из тех, кто услышал чьи-то слова, но не воспринял их, а затем стал рассказывать об этом другим, стремясь опорочить своего собеседника. Ведь такие люди не допускают мысли: «А что, если у сказанного есть иной смысл, который мне неизвестен. Спрошу-ка я для начала у своего собеседника, возможно, он имел ввиду совсем другое. Мне следует быть внимательнее, не порочить своего товарища, пока не станет ясно, что подразумевалось под его словами».
Ученик:
– Да укрепит вас Аллах в ваших знаниях и раскроет вам все двери Своей милости. Я усвоил сказанное. Простите мне мою дерзость, ведь я всего лишь ученик. Поведайте, что вы подразумевали под словами свидетельствование, познание, подтверждение, покорность и уверенность? Поясните, как вы понимаете и толкуете эти понятия.
Ученый (рахимахуллах):
– Эти понятия отличаются друг от друга, но объединяются под одним значением, значением веры. Свидетельствование означает, что человек уверен, Кто – его Господь, он уверовал в Него и не проявляет сомнений в Нем. Несмотря на то, что всё это выражено различными словами, означает, по сути, одно и то же. Например, к человеку можно обращаться по-разному, словами: «Эй, такой-то! Эй, человек!» – либо называя его по имени. Даже если используются разные слова, имеют в виду одного и того же человека.
Ученик:
– Да смилостивится над тобой Всевышний Аллах! Если бы я не знал о никчемности своих знаний и ограниченности своего видения, то не пришел бы к вам. Не взыщите с меня, если увидите во мне неприятное для вас, либо если расстрою вас чем-то. Ведь исцеление больного в руках его лекаря, а глазами слепого являются те, кто видят. Так же и ученый должен воспринимать невежду. Я усвоил, что невежда может не внять некоторым услышанным вещам, но успокоиться, если ему разъяснят непонятое. Как же прекрасно вы разъяснили мне понятия веры, свидетельства, уверенности и искренности. Но как мы можем утверждать, что наша вера подобна вере посланников и ангелов? Ведь мы знаем, что они более покорны Всевышнему Аллаху, чем мы.
Ученый (рахимахуллах):
– Несомненно, они более послушны и покорны Аллаху, чем мы. Но я уже говорил тебе, что вера не есть деяние. Потому и наша вера подобна их вере. Ведь мы так же, как и ангелы, пророки и посланники, засвидетельствовали единство Аллаха, Его Господство, Могущество и всё, что было ниспослано нам. Вот почему мы утверждаем, что наша вера подобна вере ангелов. При этом, мы уверовали во все знамения нашего Господа и их божественность, не лицезрев Его, тогда как ангелы уверовали в то, что видели.
Ученик:
– Да причислит вас Аллах к числу спасенных! Как же прекрасно вы все разъяснили. Теперь я усвоил, что наша вера подобна вере ангелов, наше свидетельство подобно их свидетельству, а наша уверенность подобна их уверенности. Но почему же тогда они сильнее боятся своего Господа и более покорны, чем мы? Также, почему невежды, увидев оступившегося перед трудностью человека, либо испугавшегося своего врага, либо устремившегося за своим нафсом, спешат обвинить его в слабой уверенности?
Ученый (рахимахуллах):
– Невежды говорят так из-за непонимания смысла уверенности. Якыйн (уверенность) означает быть уверенным в чем-то, не имея и доли сомнения. Именно поэтому, какой бы грех не совершил мусульманин, засвидетельствовавший свою веру, он не будет сомневаться в своей вере в Аллаха, Его Книги и Его пророков. И если судить всех остальных людей по себе, мы увидим, что и мы можем оступиться, испугаться своего врага, но мы ведь не станем от этого сомневаться в Аллахе, Его Книгах и в том, что снизошло от Него. Мы считаем, каково наше положение, таково и их. Вернемся к твоему вопросу. Почему ангелы более страшатся своего Господа и более послушны, нежели мы? Это связано с их некоторыми особенностями, одно из которых заключается в том, что они возвышены пророческой и посланнической миссией, а потому возвышены и в вопросе богобоязненности, любви к Господу и в остальных благодеяниях. Другая особенность заключается в том, что они встречаются с другими ангелами и сталкиваются с удивительными вещами. Третья особенность проявляется в их бесстрашии перед напастями. Подобные особенности удерживают их от грехов.
Ученик:
– Я усвоил то, что вы мне разъяснили. Вы раскрыли мне истину, прекрасно всё изложили. Но я бы хотел услышать от Вас аналогию (кыяс) относительно нашей уверенности, страха и смелости, и уверенности, страха и смелости ангелов. Ведь невежда стремится познать то, чему он придает значение. Вы раскрыли вопрос, который был доселе ему непонятен. Будет легче усвоить, если вы приведете аналогию.
Ученый (рахимахуллах):
– Хорошо, что вы просите привести аналогию. Желающий извлечь пользу от подобной беседы испрашивает кыяс для лучшего понимания. Знай же, аналогия помогает найти истину для того, кто ее ищет. Кыяс словно справедливый свидетель на пути того, кто ищет истину. Ведь если бы невежды не отрицали истину, ученые не утруждались бы поиском аналогий и сопоставлений. Что касается аналогии, связанной с нашей уверенностью и уверенностью ангелов, а также с тем, что они более богобоязненны, нежели мы, позволь объяснить тебе следующее. Скажем, есть двое, которые умеют плавать, но ни один из них не превзошел другого в этом деле. Оба они приблизились к глубокой и быстротечной реке. Но один из них весьма смел во вхождении в воду, а другой боится. Либо, представим двух больных, страдающих от одной и той же болезни. Но один из них весьма смел при приеме необходимого горького лекарства, а другой боится. Это и является аналогией.
Ученик:
– Вам снова удалось ясно всё изложить. Но если наша вера подобна вере посланников, разве награда за нашу веру не будет подобна награде за их веру? И если наши награды одинаковые, то в чем их превосходство над нами? Ведь мы с ними равны в вере при этой жизни, и равны в награде в мире вечном. И разве справедливо, если наша награда за веру намного уступает награде пророков? Ведь тогда, хоть наша вера и подобна их вере, но наша награда не будет подобна их награде.
Ученый (рахимахуллах):
– Ты усложнил свой вопрос, потому будь внимателен. Разве тебе не известно, что наша вера подобна их вере? Ведь и мы уверовали во всё то, во что уверовали посланники Аллаха. Но при этом у них есть иные достоинства по сравнению с нами, помимо веры и награды за все поклонения. Подобно тому, как Всевышний Аллах сделал Своих посланников избранными среди людей, наделил их пророческой миссией, Он также возвысил их в их речах, намазах, домах и во всех остальных вещах. Не будет считаться притеснением, если Аллах не вознаградит нас так же, как и пророков. Притеснение может вызвать спор только тогда, если мы вовсе будем лишены награды за наши деяния. Потому, после того, как Всевышний Аллах вознаградит нас за всё, чем мы останемся довольны, то не будет несправедливостью, если Он будет более милостивым по отношению к Своим посланникам и увеличит их награду. Ведь, поистине, все пророки и посланники превосходят остальных людей. Они являются предводителями, которым Аллах доверил и поручил нас. И никто не в силах превзойти пророков в поклонении, богобоязненности, смирении и терпении ради своего Господа. Ведь все остальные люди возвысились только по воле Аллаха и благодаря этим посланникам. Также они достойны награды даже тех людей, которые войдут в Рай благодаря молитвам (заступничеству) пророков.
Ученик:
– Несомненно, вы поведали истину. Да вознаградит вас Аллах Раем!
Шейх Мустафа Оз ат-Турки, из книги: «Труды Абу Ханифы», стр 22-24
(См.: «Аль-‘алим уаль-мута‘аллим», который основан на изданной в Египте в 1368/1949 году печатной версии, составленной великим ученым Мухаммадом Захидом аль-Каусари)
По материалам: http://islamdinr.ru/