Имена Аллаха для понимания Его как Творца
Аллах — Аль-Халик — Создатель, Тот, кто творит из ничего.
Создатель — это Тот, Кто определяет меру всякой вещи. Он вызывает ее к существованию по Своей воле, мудрости и желанию.
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь» (Кyр`ан, 2:11)
«Скажи: "Аллах — Творец всякой вещи. Он — Единственный, Всемогущий"» (Кyр`ан, 13:16)
Аллах дает подробное описание Себя во многих местах Кyр`ана. Кроме того, Он сообщает многие Свои Имена и любит, когда мы называем Его этими Именами в своих дуа.
Читая Кyр`ан и размышляя над смыслом прочитанного, мы видим, что Аллах явил нам Свои имена и качества во всевозможных подробностях.
Иногда с помощью определенного ряда имен Он помогает нам понять все грани Его Всевластия. В этой статье мы рассмотрим несколько имен со схожими значениями. Все они немного отличаются друг от друга, и, в зависимости от своих смысловых оттенков, могут по-разному использоваться в наших дуа.
Аль-Халик — Творец
Создатель — это Тот, кто является причиной бытия всякой вещи. Он творит и совершенствует по Своей воле, зная, каким будет результат творения.
Слово «халик» происходит от основы «ха-лам-каф», что значит «творить, делать, облекать в форму. Творец — этот Тот, Кто вызывает к бытию из небытия все, что есть во вселенной и за ее пределами.
Творец — этот Тот, в чьей власти сотворить вещь и вернуть ее в состояние небытия по Своей воле. Аллах обладает властью над всем, Он всем управляет, но при этом Он абсолютно независим от Своих созданий.
«Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он - Могущественный, Мудрый» (Кyр`ан, 59:24)
В данном аяте Аллах называет себя «Творцом», «Создателем» и «Дарующим облик», тем самым указывая, что любая вещь существует по Его замыслу и в той форме, какую Он ей предопределил. Мы можем называть Господа любым из этих Имен, а также пользоваться другими Его Именами, дабы усилить свои молитвы.
Аль-Бари — Создатель
Имя Аль-Бари подчеркивает акт сотворения, создания из ничего. Аллах — Создатель, Он создает нечто абсолютно новое или трудится над чем-то, что Он сотворил раньше, чтобы создать его полностью в новом виде. Все, что Он создает — досконально и не имеет никаких несовершенств.
Создатель улучшает и воссоздает сущее как в материальном, так и в духовном смысле. Аллах создает без образца, Он творит вещи, пребывающие в полной соразмерности и гармонии с уже существующими.
Будьте уверены, что Аллах — Создатель и Источник всего сущего. В наше время, когда мы постоянно читаем об изобретениях, помните, что все эти вещи появляются только с произволения Аллаха, это Он предопределяет место, время и способы их появления на свет.
Аль-Мусаввир — Дарующий облик
Имя «Дарующий облик» обозначает акт придания определенных очертаний, формы. Аллах придает совершенный облик и законченную форму всему, что Он творит.
Дарующий облик — это Тот, кто придает вещи форму, отличающую ее от всех остальных. Занимаясь творением, Аллах предопределяет форму, цвет, очертания, текстуру вещи, таким образом, ее облик полностью зависит от Его желания.
Есть и другие Имена, характеризующие созидательную сторону Сущности Аллаха, и каждое Имя знакомит нас с очередным аспектом Его акта Творения.
Аль-Бади — Первосоздатель
Первосоздатель — этот Тот, Кто творит все сущее из ничего, без образца или примера. Все, что Он сотворил — неповторимо, удивительно, уникально, и появилось на свет неповторимым образом, без подражания чему-либо.
Все, созданное Первосоздателем — бесподобно и беспримерно. Соответствующий арабский корень говорит о чем-то, что возникло совершенно независимо и наделено уникальными особыми чертами.
Аль-Мубди — Начинающий, Аль-Муид — Восстанавливающий
Начинающий — это Тот, Кто положил начало всем вещам, породил их с самого начала, создал в первый раз, тогда как до момента их создания ничего не существовало. Восстанавливающий — Тот, кто возвращает Свое творение к бытию из небытия.
«Все вы возвратитесь к Нему, согласно истинному обещанию Аллаха. Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его» (Кyр`ан, 10:4)
«Воистину, Он начинает и повторяет (создает творение в первый раз и воссоздает его…)» (Кyр`ан, 85:13)
В силах Аллаха не только сотворить и придать облик, но и дать жизнь.
Аль-Мухйи — Животворящий
Животворящий — значит тот, кто воскрешает, делает цельным. Он создает жизнь и дарует ее тому, кому пожелает. Он создает людей из ничего, а затем возвращает к жизни в День воскрешения.
Аллах — Дающий Жизнь, Тот, кто оживляет физически и духовно. Он способен снова вселить жизнь в омертвелое сердце, в переносном смысле возродить человека и в прямом смысле вернуть жизнь тому, чье сердце перестало биться.
Он дает жизнь тому, что умерло, оживляет неживое, например, превращает мертвое семя в живое растение.
Арабский корень этого слова означает «жить, оживлять, возвращать жизнь».
«Среди Его знамений — то, что ты видишь землю иссохшей, но когда Мы ниспосылаем на нее воду, она приходит в движение и набухает. Воистину, Тот, Кто оживил ее, непременно оживит мертвецов. Он способен на всякую вещь» (Кyр`ан, 41:39)
Все сотворенное Господом пребывает в устойчивой гармонии и неизменном порядке. Все творение совершенно в любых своих аспектах и проявлениях, все связи внутри него идеально сбалансированы и выверены. Во всех созданиях Аллаха — от малых до самых больших — присутствует безупречное равновесие, идеальная симметрия. Планеты вращаются по своим орбитам, солнце встает и садится по законам Аллаха.
Всему во вселенной и за ее пределами Аллах придает свои черты и сообщает свои свойства. Все Его творение идеально спланировано, задумано и воплощено.
Итак, Аллах — Первосоздатель, Облекающий в форму, Творец, Дарующий жизнь. Он — Тот Единственный, Кто является причиной существования миров. Мы, люди — лишь крошечная крупица творения, но неотъемлемая часть замысла Создателя.
Аиша Стейси (Aisha Stacey)
По материалам: http://islam.plus/