Ислам и магия
По состоянию на 2022 год книги о прикладной магии и оккультизме свободно продаются в книжных магазинах и рынках Ближнего Востока и Северной Африки, где «справочники для практикующих колдовство и оккультизм» находятся в одном ряду с «книгами, полными предупреждений и осуждений» того, что содержится в справочниках. На протяжении веков магия тесно переплеталась с околорелигиозными элементами и практиками в исламской культуре — несмотря на усилия ортодоксальных исламских учёных искоренить магию, грань между запретным и дозволенным зачастую стиралась.
Слово, обычно используемое как «магия» в исламской среде, — это «сихр» (араб. سِحْرٌ), лингвистически оно происходит от глагола سَحَرَ (быть скрытым, обладать скрытым влиянием), также оно означает колдовство, но в современном арабском языке это же слово используется для обозначения развлекательной магии или иллюзионизма.
Современный исследователь Тaуфик Фахд даёт ряд определений для связанных или близких по смыслу терминов: «‘Улюм аль-гайб: оккультные науки, включающие гадание, астрологию, онейромантию, различные виды магии».
Далее Фахд делит магию на три вида:
1) чёрная магия (ильм ас-сихр),
2) теургия (ильм аль-хаваш ва-ат-таласим) (это практика ритуалов, совершаемых с намерением спровоцировать действие или вызвать присутствие одного или нескольких джиннов/демонов, особенно с целью достижения хенозиса – единения с божественным в языческих культах);
3) белая или естественная магия (ильм аль-хиял ва-аш-шавадха).
Выдающийся османский богослов периода Сулеймана Великолепного Ахмад Ташкубри-заде (да смилуется над ним Аллах) создал более подробную классификацию разновидностей магии:
— ильм акхам ан-нуджум (астрология);
— ильм ас-симия. Сочетает в себе «силу воли с особыми физическими и материальными силами для управления естественным порядком», включает «чары глаз». Магия, основанная на образах, например, чары или магия букв;
— ильм аль-лимия, или «знание покорения духов». Использует психику, чтобы привести «высших и сильных духов» (духов звёзд и джиннов) под контроль мага;
— ильм ар-Римия или аш-Шабадха. К ней относится ловкость рук, жонглирование, создание иллюзий и сверхъестественных эффектов;
— ильм ат-тилласмат – создание магических талисманов;
— ильм аль-кимия или алхимия – преобразование (то есть попытка превратить) неблагородных металлов в золото или серебро;
— ильм аль-хафия – поиск имён ангелов или джиннов, которые будут в дальнейшем использоваться для призыва этих существ в своих целях;
— ильм тасхират – метод управления душами различных диких животных;
— ильм каяфа – искусство определения происхождения человека с помощью магии.
Однако при таком подробном разделении выделить чёткие границы между указанными видами колдовства не всегда возможно.
К магии также иногда относят ритуал «зар». Зар – это доисламский ритуал изгнания злых духов, вызывающих болезни у человека. Ритуал включает в себя игру на музыкальных инструментах и экстатические танцы, он до сих пор сохранился в некоторых исламских регионах.
Современный западный исследователь Ремке Крук пишет, что в исламской богословской традиции магия делилась на естественную, которая использует скрытые свойства (по-арабски: хавасс) природных веществ, к ним относятся алхимия, нумерология и астрология, и демоническую магию, которая предполагает помощь джиннов, обычно злых духов – шайтанов. Первые виды магии некоторые богословы дозволяли.
Дело осложняется ещё и тем, что практики, широко считающиеся незапрещенными, иногда используются под термином «сихр». Так, Фахруддин ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) относит к колдовству использование (обращение за помощью) скрытых свойств (хавасс) продуктов питания, лекарств и мазей, но традиционно лекарства широко практиковались в исламском мире.
Согласно другим богословам, таким как Ибн Хальдун (да смилуется над ним Аллах), магические способности вообще не приобретаются, а должны быть в «природе» мага, в частности, он должен иметь склонность, называемую ат-тибах ат-тамм.
Также он обозначает разницу между магией и теургией (ильм аль-хаваш ва-ат-таласим), которая состоит в том, что колдун не нуждается ни в какой помощи, тогда как те, кто работает с талисманами, ищут помощи в силе звёзд, тайнах чисел, особых качествах существующих вещей и положениях сфер, оказывающих влияние на элементы в мире, как утверждают астрологи. Поэтому колдовство – это союз духа с духом, а талисман есть союз духа с телом.
Подобное разграничение между магией и наукой о талисманах проводит и выдающийся османский учёный энциклопедист Катиб Челеби или Хаджи Халифа.
Отдельно стоит упомянуть тему сглаза, по-арабски ألعين или عين الحسودة, из-за которого кого-то постигает несчастье после того, как другой человек посмотрел на него, обычно с ревностью или завистью. Ибн Сина объясняет сглаз как «любовную склонность души, которая осуществляет [сглаз], благодаря этому свойству оказывается влияние на объект её восхищения (жертву сглаза)». Широко известен хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«Большинство людей моей общины после предопределения и установления Аллаха будут умирать по причине сглаза!» (аль-Бухари, «Ат-Тарих аль-Кабир», 3144; ат-Тахави, «Мушкиль аль-асар», 4/77; ад-Дыяъ аль-Макъдиси со слов Джабира [да будет доволен им Аллах], «Аль-Мухтара») Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) назвал иснад хадиса хорошим.
Ибн Хальдун (да смилуется над ним Аллах) так объясняет эффект сглаза: «Он (сглаз) является естественным и врождённым. Его нельзя совершить по своей воле, он не зависит от выбора его обладателя, способность к нему не приобретается им. [Это] влияние, оказываемое душой человека, который глазит. Вещь или ситуация кажется человеку приятной, она ему очень нравится. Это [обстоятельство] порождает в нём зависть и желание отобрать её у владельца. Поэтому он предпочитает уничтожить её».
Гадание также является распространённым видом колдовства, как пишут исламские учёные, но и здесь не совсем понятно, что можно отнести к запретным видам гадания, а что нет.
К гаданию относят ряд техник, в основном интуитивных, например, наблюдение за поведением животных, таких как удод, для обнаружения «подземных вод», или толкование снов (онейромантию). Предсказание изменений погоды, «основанных на видимости важных звёздных групп», были предметом трактата аль-Кинди. Опять же не совсем понятно, относится ли к запретному виду гадания его работа или это просто метеорологические наблюдения того периода.
Но, безусловно, наиболее распространённым видом предсказания будущего в исламском мире была астрология – несмотря на все попытки ортодоксальных суннитских учёных запретить её, астрологи пользовались большой популярностью и поддержкой среди правителей.
Считается, что астрологию именно как науку принёс на земли ислама персидский иудей из Хорасана Машаллах ибн Асари, он был известным астрономом, астрологом и математиком, слава о нём дошла до аббасидского халифа Аль-Мамуна, который привлёк его для работы в основанном им «Доме мудрости». Именно он перевёл на арабский множество астрологических работ и сделал Багдад центром астрологии в исламском мире. Ему также принадлежит идея о том, что при рождении Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) произошло объединение небесных объектов, иначе известное как планетарное соединение и указывающее на рождение исламского пророка в результате астрологических событий.
Использование «числовых значений букв» для образования слова (ильм аль-хуруф) – ещё одна распространённая практика гадания. В трактатах на эту тему утверждалось, что можно определить победителя и побеждённого в каком-либо сражении или событии, вычислив числовое значение имён соперников, разделив каждое на девять и найдя остаток в специальной таблице. Более сложные техники включали соединение букв одного из 99 имён Бога с буквами имени желаемого объекта (jafr). Ещё более сложная форма включала создание сложной круговой диаграммы, концентрических кругов, изображение букв алфавита, элементов астрологии и поэзии и вычисление градуса эклиптики на восточном горизонте.
Опять же, подобные виды гадания были распространены среди правителей. Как пример – османский султан Баязид Молниеносный прибегал к подобному виду гадания на Кyр`ане перед ангорской битвой с Тимуром; что интересно, гадание предсказало ему победу, но битву он проиграл.
Естественно, при таком обилии магических ритуалов и практик возникал вопрос: как отличить колдовство от чуда?
Вот что пишет об этом Ибн Хальдун: «Отличие чудес от колдовства вот в чём: чудо есть божественная сила, пробуждающая в душе [способность] оказывать влияние. [Чудотворца] поддерживает в его деятельности напрямую могущество Аллаха. Колдун, напротив, делает своё дело сам и с помощью своей психической силы, а при определённых условиях – и при поддержке шайтанов. Разница между ними касается цели, практики и сути дела. Чудеса совершаются добрыми людьми с добрыми целями и душами, полностью посвящёнными добрым делам. Более того, [они включают] предварительный вызов и претензию на пророчество. Колдовство, с другой стороны, совершается только злыми людьми и, как правило, используется для злых действий, таких как раздор между мужем и женой, причинение вреда врагам и тому подобное. Его практикуют души, всецело преданные злодеяниям».
Я надеюсь, моя статья была полезной, и тауфик лишь от Аллаха, Свят Он и Велик.
Хамид Бекири
По материалам: https://darulfikr.ru/