Ислам и ментальное здоровье
В последнее время я все чаще встречаю, что мусульмане жалуются на проблемы психического характера: неврозы, фобии, депрессии, навязчивые состояния. Знакомые ракыи также отмечают, что количество пациентов у них растет с каждым днем.
Очевидно, что в современном исламском обществе есть запрос на профессиональную помощь такого рода. К сожалению, данную нишу уже активно осваивают не только аферисты и дельцы под видом религии, но и откровенные еретики, «исламские психологи», которые за короткий период уже успели сильно себя дискредитировать.
Вместе с тем в Исламе психология используется в формате бытовой или житейской мудрости, но под другими названиями, например, «ильм ан-нафс». Ислам ценит важность хорошего психического здоровья и эмоционального благополучия.
Коран является руководством для тех, кто страдает от эмоционального стресса, и стремится привести людей к осмысленному качеству жизни.
«…Нет болезни, которую создал Аллах, кроме как Он также создал лечение от нее…» [1].
Если бы мы сняли МРТ-видео с изменениями в нейронах, происходящими в нашем мозгу, когда нам говорят негативные слова, мы бы увидели внезапный выброс стрессовых гормонов и нейротрансмиттеров. Эти химические вещества немедленно нарушают нормальное функционирование нашего мозга, пагубно сказываясь на логическом мышлении, обработке речи и общении. Если же слова повлияли особенно деструктивно, мы будем помнить о них дольше. Это может привести к повреждению ключевых структур, регулирующих нашу память, чувства и эмоции, что, в свою очередь, приведет к нарушению сна, изменению аппетита и способности чувствовать себя счастливым. Каждый раз, когда мы озвучиваем этот негатив, в нашем мозгу высвобождается все больше химических веществ, что усиливает тревогу и раздражительность. Именно так когнитивная нейробиология объясняет, как деструктивные модели мышления и язык могут влиять на психическое благополучие человека.
Более чем за тысячу лет до того, как сформировалась западная психология, язык Кyр`ана описывал деструктивные эмоции и пагубную обусловленность как нафс аль-аммара или командующее «Я». Кyр`ан дает руководство, помогающее преодолеть внутреннее смятение, которое мы можем испытать из-за нафс аль-аммара, и создать умиротворенное «Я» или нафс аль-мутма’инна.
Словосочетание нафс аль-аммара приходит в Кyр`ане:
إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ
«…ведь душа человека призывает (его) к плохому (к низменным страстям)» [2].
Оно происходит от слова «амр» — командовать, «амир» — господин, правитель.
Нафс аль-аммара — это тот нафс, который управляет человеком, обладает над ним полной властью.
Нафс аль-мутмаинна также упоминается в Кyр`ане:
يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَرْضِيَّةً
«(Праведному верующему скажут:) О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу довольной и нашедшей довольство (Аллаха)!» [3].
«Мутмаин» происходит от слова «аман» — безопасность, и «итминан» — довольство.
«Мутмаинна» означает, что такой нафс достиг состояния безмятежности. Он спокоен, умиротворен и доволен. Очевидно, что речь идет об умиротворенности и безопасности, которые достигаются не путем удовлетворения своих желаний, а, наоборот, путем воздержания от греха.
Настоящая исламская психология или наука о нафсе — это исследование психики и разума с исламской точки зрения, которое обращается к психологии, неврологии, философии сознания и психиатрии. Из-за многозначности слов в арабском языке слово «нафс» трудно перевести на русский язык, но лексически оно относится к нашей душе, психике, сердцу и разуму. «Нафс» употребляется для обозначения нашего собственного «Я» или используется как синоним понятия либидо Фрейда. Второй способ использования «нафса» в Кyр`ане — это обращение к определенной части нашего «Я», у которой есть свои желания и аппетиты. Исламская концепция нафса подчеркивает сложную структуру внутреннего «Я». Фрейд в начале 1900-х годов описал подобные состояния в терминах ид, эго и суперэго.
Когда наши эмоциональные потребности неправильно удовлетворяются, нафс аль-аммара начинает контролировать наши чувства, мысли и поведение. Наши мысли искажаются, заставляя нас принимать вещи на свой счет, видеть все в негативном свете и верить, что ничего нельзя изменить к лучшему. Кyр`ан дает руководство для изучения и выполнения духовных упражнений на расслабление, чтобы ослабить влияние нафс аль-аммара, бросив вызов негативному мышлению с помощью нафс аль-мутма’инна.
Когда наша совесть, нафс аль-лаввама, активна, мы осознаем, что что-то не так с тем, как мы себя чувствуем и ведем. Кyр`ан предлагает разные техники для укрепления нафс аль-лаввама и помогает достичь более спокойного состояния бытия. К таким техникам можно, например, отнести пост, зикр (поминание Аллаха), чтение Кyр`ана и концентрацию внимания на нем. Осознанность — это модная современная концепция, которая подчеркивает умственное состояние сосредоточенности и спокойствия, однако внимательный читатель найдёт упоминание об этом и в Кyр`ане, где данное состояние верующего названо «ас-сакина».
Данные техники схожи по своему основному принципу с когнитивно-поведенческой терапией (КПТ). КПТ исследует связь между мыслями, эмоциями и поведением. Целью этой методики является снижение стресса путем поощрения людей к развитию более адаптивного мышления и поведения. На сегодняшний день КПТ остается наиболее широко исследованным и эмпирически подтвержденным психотерапевтическим методом. Существует сильная доказательная база, отраженная в клинических руководствах, свидетельствующая, что КПТ эффективен в качестве лечения многих распространенных психических расстройств. Методы КПТ направлены на то, чтобы научить людей помогать самим себе, осознавая их текущие способы мышления и поведения, а также снабжая инструментами для изменения их неадекватных когнитивных и поведенческих моделей. Или, выражаясь словами Кyр`ана, бросить вызов негативной стороне своего нафса, чтобы обрести спокойствие.
[1] Ат-Тирмизи, № 2038. Абу Давуд, № 3855. Ибн Маджа, № 3436
[2] Кyр`ан, 12:53
[3] Кyр`ан, 89:27-28
Хамид Бекири
По материалам: https://darulfikr.ru/