Итикаф
Пребывание в мечети с намерением уединения называют итикафом. По мазхабу Абу Ханифы различают 3 вида итикафа.
Первый вид — это ваджиб, который совершается по причине обета. Например, если сказать, что если уладится такое-то дело, я совершу столько-то дней итикафа, или просто сказать, что обязательно совершу столько-то дней итикафа, то это становится ваджибом. В этом случае необходимо совершить итикаф на столько дней, на сколько сделал намерение.
Второй вид — это сунна итикаф в последние десять дней Рамадана.
Третий вид — это нафиль итикаф. Для него нет определенного времени и ограничения срока. Разрешается, если человек сделает намерение итикафа на всю жизнь. Но в определении его наименьшего срока есть разногласия. Так, по мнению имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи), нельзя делать намерение меньше, чем на один день. Но, по мнению Имама Муххамада (рахматуллахи ‘алейхи), разрешается намерение даже на небольшое время. И на это есть фатва. Поэтому каждому человеку надо делать намерение итикафа при входе в мечеть для того, чтобы получать саваб итикафа, пока он занят намазом или другим поклонением.
Итикаф имеет большое вознаграждение. И что может являться большим доказательством его ценности, чем то, что Пророк Аллаха ﷺ соблюдал его постоянно? Тот, кто совершает итикаф, сравним с человеком, сидящим у неких дверей. И пока его просьба не будет удовлетворена, он никуда не уйдет. Такая настойчивость способна смягчить даже самое жесткое сердце. Когда человек, отрешившись от мира, сидит у “дверей” Аллаха Та’аля, то, вне сомнения, он будет одарен от Щедрости Господа своего.
Цель и дух итикафа — это связать сердце с Аллахом, чтобы, порвав со всем мирским, оно слилось с Аллахом; освободившись от всего, было занято только Аллахом; и, погрузившись в эту привязанность, вытеснило мысли и переживания зикром и любовью, чтобы вместо привязанности к творениям в нем зародилась привязанность к Аллаху.
Передается, что если итикаф совершать с искренностью, то он является одним из лучших деяний.
Итикаф — это уединение сердца, уход от этого мира и всего, что в нем. В итикафе человек постоянно занят поклонением. Спит он или бодрствует — он всё время остается в поклонении, приближаясь к Аллаху.
В хадисе-кудси сказано:
“Если человек приближается ко Мне на одну ладонь, Я приближаюсь к нему на одну руку, и кто идет шагом ко Мне, то Я бегу навстречу”.
В итикафе человек является “гостем Аллаха”, и щедрый Хозяин всегда привечает гостя. Он защищен в крепости Аллаха, и враг не может добраться до него… Этот важный вид поклонения имеет еще множество других ценностей и особенностей.
Для мужчин лучшее место итикафа — это мечеть в Мекке, затем мечеть в Медине, затем мечеть Бейтуль-Макдис, затем соборная мечеть, затем своя мечеть. У имама Абу Ханифы есть условие, что в мечети, в которой делается итикаф, должен совершаться пятикратный намаз. По мнению имамов Мухаммада и Абу Юсуфа, достаточно чтобы была мечеть соответствующая Шариату, даже если там не будет намаза с джама’атом.
Абу Са’ид Худри (радыйаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ совершил итикаф в первые десять дней Рамадана, затем совершил итикаф во вторые десять дней Рамадана, затем выглянул из палатки, в которой совершал итикаф и сказал:
“Я совершил итикаф в первые десять дней, чтобы искать Ляйлятуль-Кадр, по этой же причине я совершил итикаф во вторые десять дней, потом мне объяснили, что эта ночь находится в последних десяти днях, поэтому те, кто совершают итикаф со мной, пусть совершают итикаф и последние десять дней. Мне показали эту ночь, потом заставили забыть. (Ее признак) я видел на утро следующего дня: я делал саджда в глину, поэтому ищите ее в последние десять дней в нечётных ночах”.
Передатчик хадиса говорит, что в эту ночь пошёл дождь, и так как у мечети была крыша из пальмовых листьев, которая протекала, утром 21 числа он видел своими глазами, что у Посланника Аллаха ﷺ на лбу были следы глиняной жижи.
У Пророка Аллаха ﷺ было привычной практикой совершать итикаф всегда. В том году он совершал его весь месяц, в последний год своей земной жизни он совершал итикаф 20 дней. Но, поскольку чаще всего он совершал его в последние десять дней, то, по мнению учёных, это — Сунна муаккада. Из приведенного выше хадиса становится известно, что главная цель этого итикафа — искать Ляйлятуль-Кадр. И на самом деле, итикаф — очень подходящее для этого время, потому что в состоянии итикафа, даже если человек спит, он все равно считается в поклонении. Кроме этого, поскольку во время итикафа человек никуда не ходит и не занимается какими-либо мирскими делами, у него не бывает других занятий, кроме поклонения и поминания Аллаха. Следовательно, для жаждущих Ночи Кадр нет лучшего способа, чем итикаф. Посланник Аллаха ﷺ с наступлением Рамадана и в течение всего месяца много занимался поклонением. Но в последние его десять дней он находился в поклонении постоянно. Он проводил в поклонении ночи и заботился о том, чтобы разбудить своих домашних, как становится известно из многих хадисов сборников “Сахихайн”. У Бухари и Муслима приводится, что достопочтимая ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) рассказывает, что в последние десять дней Рамадана Посланник Аллаха ﷺ крепче завязывал свой изар (нижняя одежда, обворачиваемая вокруг талии), сам бодрствовал ночью и будил всех в доме. “Крепче завязывал свой изар” может означать большое усердие в поклонении, или может означать совершенное воздержание от близости с женами.
Посланник Аллаха ﷺ сказал, что совершающий итикаф защищен от грехов, и для него пишется столько же наград, сколько для совершающих благочестивые деяния.
Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) однажды совершал итикаф в Мечети Пророка.
К нему пришел один человек, дал салям и тихо сел. Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) сказал ему: “Я вижу тебя озабоченным. Что случилось?” Он ответил: ”О, двоюродной брат Посланника Аллаха! На самом деле, я озабочен, потому что я должен такому-то человеку”. И, указав на могилу Посланника Аллаха ﷺ, сказал: “Клянусь честью обитателя этой могилы, что я не в состоянии отдать этот долг”. Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) спросил: “Попросить ли за тебя?” Тот ответил: “Как считаете нужным”. Услышав его ответ, Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) надел обувь и вышел из мечети. Его собеседник напомнил ему: “Вы не забыли про свой итикаф?” Он ответил: “Не забыл, но я слышал от обитателя этой могилы ﷺ — и не так давно это было (после этих слов у Ибн ‘Аббаса (радыйаллаху ‘анху) потекли слезы) — что, если кто-то идет и старается помочь брату, это для него лучше, чем десять лет итикафа. А кто совершает итикаф один день, стремясь к довольству Аллаха Та’аля, то Аллах Та’аля создает между ним и Джаханнамом три рва, равных расстоянию между небом и землей”.
Отсюда вытекают два вывода. Во-первых, награда одного дня итикафа такова, что Аллах Та’аля создает между человеком и Джаханнамом три рва. И каждый ров огромный, как вселенная. И насколько дней больше будет итикаф, настолько больше будет награда. Ша’рани (рахматуллахи алейхи) приводит хадис, что человек, который совершает итикаф десять дней Рамадана, получит награду как за два хаджа и две умры. И человек, который совершит итикаф в мечети от маѓриба до ‘иша, и в это время, кроме намаза и чтения Корана, ни на что не отвлекается и ни с кем не разговаривает, то Аллах Та’аля строит для него дворец в Джаннате.
Во-вторых, помочь нуждающемуся мусульманину лучше, чем десять лет итикафа. По этой причине Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху)пренебрег своим итикафом, потому что его можно затем возместить, совершив када.
Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) рассказывает, что он слышал от Посланника Аллаха ﷺ, что Джаннат облагораживают и украшают с начала до конца года для месяца Рамадан. И когда наступает первая ночь месяца Рамадан, то из-под Аль-’Арша дует ветер, который называется Мусира. От его дуновения листья деревьев и петли ворот Джанната начинают звучать так прекрасно, что никто никогда не слышал лучше этого. И черноглазые гурии выходят из своих домов и, стоя на середине балконов Джанната, вопрошают: «Есть ли кто-нибудь стоящий пред Аллахом, чтобы Аллах обручил его с нами?» Затем они спрашивают у хранителя Джанната — Ридвана, что за ночь сегодня. Он, представ пред ними, отвечает, что это — первая ночь месяца Рамадан, и двери Джанната открыты для держащих пост из общины Мухаммада ﷺ. Пророк Аллаха ﷺ сказал, что Аллах Та’аля приказал Ридвану открыть двери Джанната, а Малику закрыть двери Джаханнама для держащих пост из общины Ахмада ﷺ. И приказал Джибрилю (алейхиссалям) спуститься на землю, надеть кандалы на шеи мятежных шайтанов и бросить их в море, чтобы они не испортили пост общины Его возлюбленного Пророка Мухаммада ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ также сказал, что Аллах Та’аля в каждую ночь Рамадана приказывает одному призывающему взывать три раза: “Есть ли кто-либо просящий, чтобы Я одарил его? Есть ли кто-либо раскаивающийся, чтобы Я принял его раскаяние? Есть ли кто-нибудь просящий прощение, чтобы Я простил его? Кто бы дал в долг богатому, который ни в чем не нуждается и возвращает полностью, ничуть не уменьшая?”
Посланник Аллаха ﷺ сказал, что Аллах Та’аля каждый день в Рамадан, во время ифтара освобождает из Джаханнама миллион людей, которые заслужили наказание в нем. И когда приходит последний день Рамадана, то освобождает столько, сколько было освобождено с первого по последний день Рамадана. И когда приходит Ляйлятуль-Кадр, то Аллах Та’аля приказывает Джибрилю (алейхиссалям), чтобы он с большой группой ангелов спустился на землю с зеленым знаменем, которое он поставит над Каабой. И Джибриль (алейхиссалям), у которого сто крыльев, открывает два из них только в эту ночь и простирает их с запада до востока. Затем Джибриль (алейхиссалям) велит ангелам давать салям каждому стоящему или сидящему в намазе или делающему зикр в эту ночь, пожимать ему руку и говорить «аминь» на его ду’а. И это продолжается до утра. Когда наступает утро, Джибриль (алейхиссалям) призывает ангелов: “Возвращаемся, возвращаемся!”
Ангелы спрашивают у Джибриля (алейхиссалям), как Аллах Та’аля поступил с нуждами верующих из общины Ахмада ﷺ. Он отвечает им, что Аллах Та’аля обратил на них в эту ночь внимание и простил их, кроме четырех. Сахабы спросили: “О Посланник Аллаха! Кто эти четверо?” Это — пристрастившийся к спиртному, не послушный родителям, порвавший родственные связи и тот, кто таит злобу и из-за этого разрывает отношения. Потом, когда наступает ночь ‘Идуль-Фитр, в небесах ее называют “Ляйлятуль джаиза” (ночь воздаяния).
Когда приходит утро ‘Ида, Аллах Та’аля посылает ангелов во все города, они спускаются на землю и встают у начала всех дорог и улиц, возглашая таким голосом, который слышат все творения Аллаха, кроме джиннов и людей: “О община Мухаммада ﷺ! Идите к Господу Щедрому, который одаривает обильно, прощает самые большие прегрешения. Потом, когда люди идут к месту для ‘Ид намаза, Аллах Та’аля спрашивает у ангелов: “Каково воздаяние рабочего, который выполнил свою работу?” Ангелы отвечают: “О наш Господь! О наш Владыка! Его воздаяние в том, чтобы ему оплатили труд сполна”.
Тогда Аллах Та’аля говорит: “О ангелы! Будьте свидетелями, Я сделал наградой за их пост, таравих-намаз в месяц Рамадан Свое Довольство и прощение”. И, обращаясь к рабам: “О Мои рабы! Просите у меня, клянусь Моей Славой, клянусь Моим Величием, что бы вы ни попросили сегодня в этом собрании для своего Ахирата, Я дам вам, а если для этого мира, то Я буду смотреть (в чем для вас польза). Клянусь Моей Славой, Я буду скрывать ваши ошибки, пока вы будете помнить Меня. Клянусь Моей Славой и Величием, Я не опозорю вас перед грешниками. Теперь возвращайтесь в свои дома прощенными, вы удовлетворили Меня, и Я доволен вами”.
Ангелы радуются от того, что даровал Аллах Та’аля этой общине в день праздника окончания месяца Рамадана.
По материалам: http://madrasah2.ru/