Как Абу Ханифа доказал существование Бога?
Во все времена жили люди, не признающие существование Бога – Творца Вселенной. И конечно светила науки разбивали в пух и прах эти лживые домыслы на Господа миров. Одному из ярчайших представителей исламского богословия имаму Абу Ханифе также довелось дискутировать с атеистами. Предлагаем вниманию читателей два эпизода из жизни этого праведника.
Однажды к правителю мусульман пришёл человек, не верующий в Бога, и предложил диспут на этот счёт с любым богословом. По совету визирей решено было пригласить имама Абу Ханифу. Наступило оговоренное время для диспута, а имама всё не было. В ожидании прошло уже много времени, что не могло не радовать безбожника, который решил, что Абу Ханифе просто нечего сказать и что он испугался спорить с ним. Придя с большим опозданием, имам попросил извинения, объяснив это следующим:
«На пути от моего дома до места нашей встречи течёт река. Однако подойдя к реке, я не обнаружил ни лодки, ничего другого, на чем бы я смог переправиться на другой берег. Пока я стоял в ожидании какого-либо транспорта, поднялся сильный ветер, который стал ломать ветки на деревьях. Эти ветки стали собираться вместе, образовав плот. Я встал на этот плот, и ветер перенёс меня вместе с плотом по реке на другой берег. Поэтому я и опоздал».
Выслушав рассказ имама, неверующий вслух рассмеялся, сказав: «Смотрите, что за нелепицу говорит ваш учёный, он, наверное, сошёл с ума. Разве может плот построиться сама по себе? Кто же ему поверит?!»
Имам Абу Ханифа ответил:
«Вот видишь, ты не веришь в то, что сам по себе мог образоваться плот, то есть, небольшой и ничтожный по сравнению с мирозданием предмет, но, в то же время утверждаешь, что вся Вселенная появилась сама по себе, создала сама себя. Разве это не является странным и нелепым?»
Так Абу Ханифа на простом примере доказал абсурдность воззрений атеиста.
Другой случай приводит Ибн Абу ал-‘Изз в комментариях к трактату имама ат-Тахави по вероучению (С. 84-85).
Некоторые последователи калама решили обсудить с имамом Абу Ханифой вопрос признания Аллаха единственным Господом. Имам обратился к ним со словами:
«Прежде чем начать беседу по этому вопросу, скажите, что вы думаете о корабле, который сам плывёт по реке Тигр, нагружается продуктами, товарами и прочими вещами, потом сам возвращается, швартуется и разгружается, а потом уходит обратно? Он никем не управляется и всё это делает сам!»
Собеседники ответили: «Такое невозможно!!» На это имам промолвил:
«Если такое невозможно в отношении корабля, то как такое возможно в отношении этой Вселенной с её высшим и низшими мирами?!»
Эти доводы имама Абу Ханифы строятся на следующих Словах Божьих, приводимых в Священном Кyр`ане:
﴿أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ * أَمْ خَلَقُوا السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ بَل لّا يُوقِنُونَ * أَمْ عِندَهُمْ خَزَائِنُ رَبِّكَ أَمْ هُمُ الْمُصَيْطِرُونَ﴾
«Разве они созданы без Творца? Или же они сотворили самих себя, и поэтому они не признают Творца и не поклоняются Ему? Или они таким совершенным образом сотворили небеса и землю? Нет, они твёрдо не знают своего долга перед Творцом, и поэтому они придерживаются многобожия. Или у них сокровищницы твоего Господа, и они распоряжаются ими, или они всесильны, властны над всем сущим и управляют всем, как они желают?» (смысл 35-37 аятов суры «ат-Тур», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Ильнур Валиев
По материалам: http://islam.ru/