Как дисциплинировать свой нафс?
В глубине души каждый человек знает, что он вернётся к своему Господу, что ему необходимо к этому подготовиться и запасаться благими деяниями. Однако он сталкивается с очень серьёзной проблемой – ленью.
Из-за лени нафс человека не поддаётся поклонению, вследствие чего поклонение становится чем-то чуждым и далёким человеку. И тут он начинает задаваться вопросом: в чём же причина такого состояния? Как же помочь самому себе преодолеть этот барьер? Как сделать так, чтобы поклонение не осталось в наших мечтах, чтобы переступить эту черту и начать совершать то, для чего Аллах нас создал?
Имам аль-Газали (умер в 505 году хиджры) в книге «Возрождение религиозных наук» (9/174) пишет:
На вопрос, как исправить и обуздать свой нафс (эго), который не повинуется в поклонении и в чтении азкаров, я отвечу: средство, которое поможет в этом – прослушивание рассказов о достоинствах людей, усердствующих в поклонении, а ещё лучше – дружба с такими людьми, наблюдение за ними, их состоянием, и следование им в этом.
Один праведник говорил: «Когда я чувствовал вялость в поклонении, я смотрел на Мух'аммада ибн Васи‘а и на его усердие в поклонении, и этого мне хватало на неделю».
Но этот вид лечения стал затруднительным из-за отсутствия в наше время тех, кто усердствует в поклонении, как это делали праведные предшественники. И поэтому следует много читать об их образе жизни, слушать рассказы о них и об их усердии в поклонении.
Как же велико будет горе того, кто не последовал за ними, а наслаждался считаными днями, дарованными Аллахом по своей прихоти. Затем наступает его смертный час, и оставшуюся вечность он будет лишён исполнения своих желаний.
Приведём несколько примеров из жизни праведников, чтобы они побуждали нас на усердие в поклонении и следование им.
Абу Ну‘айм передаёт: «Давуд Ат-Таи ел фатит [1] без хлеба. Когда у него спросили об этом, то он ответил: "За время, которое уходит на употребление хлеба, я читаю пятьдесят аятов"».
Однажды к нему зашёл человек и сказал, что у него на потолке сломан брус, он ответил, что уже двадцать лет живёт в этом доме и ещё ни разу не смотрел на потолок.
Они не любили лишних взоров, как и лишних разговоров.
От ‘Умара, племянника Бишра бин Аль-Хариса, передаётся: «Я слышал, как мой дядя Бишр бин Аль-Харис говорил моей маме: "О сестра, голод причиняет мне боль". Тогда она ответила: "Давай я сварю тебе немного супа из горсти муки, которая у меня есть. Поешь для успокоения голода". Он ответил: "Горе тебе, я боюсь, что в Судный день меня спросят: “Откуда у тебя эта мука?” А я не знаю, как мне на это ответить". Тогда моя мать заплакала, и он тоже заплакал, и я заплакал вместе с ними».
‘Умар также говорил: «Когда моя мать видела, какой голод охватил дядю, и как слабо он начал дышать, она сказала ему: "Брат мой, лучше бы не родила меня твоя мать, клянусь Аллахом, у меня печень разрывается при виде твоего состояния". И он ответил: "Я тоже говорю – не родила бы меня мать, а раз родила, то пусть хотя бы не кормила"».
‘Умар также говорил: «Моя мать днями и ночами плакала, видя состояние дяди».
Ахмад бин Харб говорил: «Я удивляюсь, как человек, зная, что над ним украшают Рай, а под ним разжигают Ад , может спать между ними».
Когда твой нафс (эго) не подчиняется тебе и отказывается от поклонения, изучай жизнь праведных предшественников, они в наше время стали большой редкостью, если у тебя получается видеть тех, кто следует им, это принесёт большую пользу сердцу и побудит следовать за ними.
Если и это не получается, то хотя бы слушай рассказы об их образе жизни.
Мухаммадариф Садиков
По материалам: https://islamdag.ru/