Как мусульманину провести месяц Раби уль-авваль?
Наступил месяц раби уль-авваль, и по доброй традиции мы рассказываем о том, что произошло в этом месяце.
Думается, что все наши читатели знают о том, что месяц раби уль-авваль известен, прежде всего, тем, что в этом месяце появился на свет Пророк Мухаммад (мир ему) – кого также называют последним пророком и печатью пророчества.
Его появление на свет имело огромное значение для многих народов мира, которые именно благодаря Исламу смогли приобщиться к вере в Единого Бога. Ислам научил арабов и другие народы, находящиеся во тьме язычества, основам морали и справедливости, доброму отношению друг ко другу и ко всем людям.
Традиционно считается, что Пророк Всевышнего (мир ему) увидел свет в городе Мекке в ночь с 11 на 12 числа месяца раби уль-авваль или 22 апреля 571 года по григорианскому календарю (в этом году эта дата выпадает на ночь 8 ноября). У арабов этот год получил название «Год слона», поскольку по преданию, в этом году правитель Йемена Абраха с армией, в которой были боевые слоны, пришел напасть на Мекку. Мухаммад (мир ему) происходил из рода бану-Хашим, принадлежащего к племени курайшитов, его отцом был Абдуллах ибн Абдуль-Муталлиб, а матерью – Амина бинт Вахб.
С рождением Мухаммада (мир ему) связывают множество чудес. Согласно преданиям, его мать Амина рассказывала, что еще до рождения ребенка увидела сон, где говорилось, что у нее родится необыкновенный сын. Беременность ее протекала на удивление легко, роды также были легкими – по ее словам, при рождении ребенка она увидела как бы свет, выходящий из нее.
На теле младенца была родинка или знак необычной формы, что указывало на его особую миссию. Передается также, что в Персии в эту ночь погас священный огонь в храмах последователей зороастрийской религии, который непрерывно горел более 1400 лет, а трон правителя содрогнулся.
Отцу мальчика не посчастливилось порадоваться рождению сына, поскольку он скончался незадолго до этого во время торгового путешествия. Мать Мухаммада (мир ему) умерла, когда ребенку исполнилось шесть лет, поэтому он воспитывался сначала в доме своего деда Абдуль-Муталлиба, а затем в семье дяди Абу Талиба, которые очень любили мальчика и заботились о нем.
По традиции, многие мусульмане мира проводят в этом месяце рабиуль-авваль мероприятия, посвященные рождению Пророка (мир ему), которые еще называют мавлиды – на них собирают гостей и устраивают угощение.
Во время проведения мавлидов читают аяты Корана, сиру (жизнеописание Пророка) и исполняют нашиды, восхваляющие его достоинства. Эти мероприятия способствует увеличению среди людей знаний о Пророке Мухаммаде (мир ему), а также укреплению к нему любви и уважения.
Что еще значительного случилось в этом месяце?
14 числа месяца рабиуль-авваль 179 года хиджры (10 июня 795 года н.э.) покинул этот мир один из четырех имамов мазхабов, великий ученый ислама и знаток пророческих хадисов, имам Малик ибн Анас (да помилует его Всевышний).
Будущий имам родился в Медине (предположительно в 713 году н.э.). Он происходил из йеменского племени Химьяр. Его прадед был сподвижником Пророка (мир ему) а дедушка считался одним из авторитетных передатчиков хадисов во время правления третьего халифа Усмана (да будет доволен им Всевышний). Его отец Анас был мастером по изготовлению стрел, а другие члены семьи зарабатывали на жизнь торговлей.
Мальчик рано начал обучаться религиозным наукам – сначала у своих родственников, среди которых особенно выделялся его дядя Абу Сухайль Нафи, бывший большим ученым своего времени. Среди других учителей имама Малика можно назвать Раби ибн Абдуррахмана, также Малик 13 лет учился у Абдуррахмана ибн Хурмуза и его ученика Ибн Шихаба аз-Зухри. Также Малик посещал собрания Джафара ас-Садика, потомка Пророка (мир ему) и большого праведника.
Молодой ученый рано проявил свои выдающиеся способности в вопросах хадиса, фикха и арабской грамматики, так что уже в 17 лет он начал давать уроки и выносить фетвы по религиозным вопросам.
Имам Малик прославился не только своими знаниями, но и благочестием. Рассказывают, что перед тем, как начать урок по хадису, он совершал омовение, расчесывал бороду и усаживался на возвышенное место, выражая таким образом почтение к пророческой Сунне.
Имам был осведомлен обо всех религиозных течениях своего времени, однако избегал споров по религиозным вопросам, особенно, если видел, что человек не интересуется поиском истины, а хочет таким образом выставить себя напоказ.
Сам имам Малик был скромен и не стеснялся сказать, что он чего-то не знает – поскольку боялся неверным ответом ввести людей в заблуждение относительно религии. Имам Шафии, один из его учеников, рассказывал, что однажды имаму были заданы сорок восемь вопросов, и на тридцать два он ответил: «Я не знаю».
Он был чрезвычайно принципиален в своих убеждениях, отстаивая их даже перед власть имущими. Передается, что халиф Абу Джафар аль-Мансур запретил ему передавать хадис о расторжении брака, а потом подослал к нему человека, который спросил его об этом. И имам перед всем народом заявил: «Расторжение брака по принуждению недействительно». Несмотря на то, что посланные халифом люди избивали его кнутом, он продолжал настаивать на своем.
О необходимости для ученого быть правдивым и не скрывать свои знания из страха или корысти он говорил:
«Если человек правдив в речах своих и не лжёт, то его не оставит разум, и даже в старости он не будет подвержен слабоумию».
Самым известным трудом имама был его сборник хадисов Аль-Муватта – по его словам, он работал над ним в течение сорока лет. Это был один из первых сборников хадисов, он состоит из 61 тематической книги (китаб), которые разделены на главы. Разные версии этого сборника, приводимые у нескольких ученых, насчитывают от 2 до 3 тысяч хадисов.
Среди учеников имама Малика были такие выдающиеся ученые как имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии, Мухаммад аш-Шейбани, Суфьян ас-Саури, Абдуллах ибн аль-Мубарак. Другой его ученик, Абдуллах ибн Вахба (ум. в 813 г.) в своём произведении «аль-Муджасалят» оставил описание своего великого учителя. В книге собраны хадисы, переданные Ибн Вахбу от Малика и примеры высоких моральных качеств ученого.
Имам Малик скончался в понедельник, 14 числа месяца рабиуль-авваль. Погребальную молитву по нему возглавил амир Медины Абдуль-Азиз ибн Мухаммад. Имам похоронен на кладбище аль-Баки.
Анна Кобулова
По материалам: https://islam-today.ru/