Как надо уважать учителя
Неуважение учителей, учёных и вообще взрослых людей - болезнь сегодняшнего времени и, соответственно, очень актуальная тема. Из-за недостаточной воспитанности нынешняя молодёжь относится очень халатно к вопросам уважения, хотя очень многое зависит именно от этого.
Уважение играет большую роль в достижении знаний и благодати в Исламе. Великие учёные, такие как Абу Ханифа, аш-Шафии, Малик, Ахмад ибн Ханбаль, Саид-афанди аль-Чиркави, Хасан хильми аль-Кахий и другие (да будет доволен ими Аллаха) говорили:
«Не возвысилась степень человека иначе, чем соблюдением уважения и не упал уровень человека иначе как оставлением уважения», будь это духовная степень (макам) или степень физическая (явные знания).
Сам Всевышний повелевает проявлять уважение Его Посланнику, обращаясь к уверовавшим, а случаи из жизни Пророка (мир ему и благословение) являются руководством для нас. В Кyр`ане сказано:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ وَلَا تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ لِبَعْضٍ أَنْ تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنْتُمْ لَا تَشْعُرُونَ إِنَّ الَّذِينَ يَغُضُّونَ أَصْوَاتَهُمْ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ أُولَئِكَ الَّذِينَ امْتَحَنَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ لِلتَّقْوَى لَهُمْ مَغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ عَظِيم
Смысл: «О вы, которые уверовали! Не решайте что-либо относительно вопросов религии или жизни, прежде чем Аллах и Его посланник не повелят вам это сделать, и избегайте наказания Аллаха, придерживаясь Его шариата. Поистине, Аллах слышит всё, о чём вы говорите, и Он объемлет Своим знанием всё сущее.
О вы, которые уверовали! Не поднимайте свои голоса выше голоса пророка, если вы беседуете с ним, и не говорите с ним громко, как вы говорите друг с другом, чтобы ваши дела не стали тщетными, а вы об этом и не думаете.
Поистине, те, которые понижают свой голос в присутствии посланника Аллаха, уважая его, - это только те, сердца которых Аллах очистил для богобоязненности и в них не осталось места для чего- либо другого. Им - великое прощение их грехов и большая награда» (сура аль-Худжурат, аяты 1-3).
Потому как учёные - наследники Пророка (мир ему и благословение), значит, уважение тоже должно соответствовать их статусу».
В этом материале мы рассмотрим этику отношения ученика к учителю-учёному, и это следующие пункты, которые установили учёные, руководствуясь Кораном и сунной:
1) Начинать первым приветствие, в знак уважения и почитания и самому подойти к учителю.
2) Не вести лишние разговоры перед учителем
3) Не говорить и не рассказывать о том, о чём не спросил учитель.
4) Не спрашивать учителя (о чем- либо) без разрешения, то есть спросить разрешение сначала задать вопрос.
5) Не говорить учителю в знак возражения (его ответу или рассказу о чем - либо): «Кто-то… кто-то наоборот сказал» и т.д., то есть не перечить учителю.
6) Не нужно указывать, что учитель ошибся, показывая свое знание в данном вопросе.
7) Не принято, чтобы ученик переговаривался с рядом сидящим в присутствии учителя, как у нас это часто бывает.
8) Уважительный ученик не будет смотреть по сторонам, а будет сидеть спокойно и покорно перед учителем, опустив голову.
9) Не будет много вопросов задавать, если учитель не в духе, также докучать уточнениями.
10) Не будет задавать вопросы на ходу, то есть при ходьбе.
11) Не станет резкие делать выводы и плохо думать об учителе, видя деяния учителя, если, по мнению ученика, это противоречит Исламу, ибо мудрость того или иного поступка знает сам учитель. В такой момент пусть вспомнит историю пророка Хизри и Мусы (мир им и благословение), как Муса (мир ему и благословение) считал, что Хизры был не прав, смотря на его дела, а оказалось, что Хизри (мир ему и благословение) был прав.
12) Если учитель встал, то пусть ученик тоже встанет.
13) Ученик не должен повышать голос в присутствии учителя.
14) Желательно не называть учителя по имени, а обратиться к нему «Муаллим» или просто «Учитель».
Это основные пункты, которые нужно соблюдать, если человек на пути изучения знаний, если стремящийся хочет получить благодать знаний и тот нур (свет), который идёт от самого Пророка (мир ему и благословение).
Такие же правила следует соблюдать и в общении с духовными наставниками, учитывая наличие и некоторых особых их видов в этике отношения к ним, об этом пишут и очень многие учёные Ислама.
Иногда бывает и так, что и тот, кто не соблюдает правила уважения учителя, так же получает знания, а как же это?
Да, человек может читать книги перед учителем, изучать и узнавать что-то или какую-нибудь науку, однако такого вида знание, достигнутое без уважения к своему преподавателю, является всего лишь информацией и никого бараката (благодати) нет в них.
Вспомним исторически достоверный случай, который произошёл с одним учёным, которого звали Азазиль, а ныне он – Иблис, проклятый сатана. Был он знающим, даже проповедовал ангелам на небесах, однако эти знания разве помогли ему спастись от заблуждения? Нет, потому что он не проявил уважение и покорность по отношению к Аллаху, не подчинившись повелению Всевышнего, проявив гордость, за что и был проклят Аллахом.
Последствия и наказание за ослушание иблис знал лучше любого, однако просто его знаний не хватило, в итоге и получилось то, что получилось.
С учётом вышеизложенного становится ясно, откуда появляются заблудшие учёные, которые вводят затем в заблуждение людей, сеют смуту и разногласия в обществе: это те горе-учёные, которые не соблюдали этику в отношении своих учителей и других учёных, соответственно, и не руководствовались своими знаниями.
Да убережет Аллах нас от таких ошибок!
По материалам: https://islam.ru/