Какие грехи могут привести к уходу из жизни без имана?
Уйти из мирской жизни, будучи верующим, не потеряв свой иман – одно из самых заветных желаний верующего, потому что потеря веры в момент смерти лишает человека Рая, каким бы праведным он ни был и какие бы поклонения и благодеяния он ни совершал в этом мире.
Плохой конец, да остережёт нас Всевышний от него, – это большая беда для любого человека. Поэтому верующий всё время должен остерегаться причин и действий, которые могут привести его к уходу из жизни вне имана.
Упорство в грехах
Упорство в грехах, постоянное ослушание предписаний Всевышнего Создателя, беспечность в поминании Аллаха и небрежность к Его запретам являются одними из причин, приводящими к уходу из жизни без имана.
Аль-Хафиз Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая в ан-Нихая» пишет об этом следующее:
«Поистине, грехи, ослушание Аллаху и страсти в момент смерти покидают того, кто их совершал, на произвол судьбы. Помимо этого его унижает шайтан. Одновременно в человеке сочетается упорство в грехах и слабость имана, и вследствие всего этого его ждёт плохой конец (он уходит из жизни без имана)».
Шейх аль-Ислям Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» пишет об этом следующее:
الْمَعَاصِي بَرِيدُ الْكُفْرِ فَيُخَافُ عَلَى مَنْ أَدَامَهَا وَأَصَرَّ عَلَيْهَا سُوءُ الْخَاتِمَةِ
«Грехи – это посыльный неверия. Поэтому есть опасения, что того, кто упорствует в грехах, упорство может привести к плохому концу (то есть к уходу из жизни вне имана)».
Увлечённость мирским
Увлечённость мирскими делами вкупе с пренебрежением Ахиратом и тем, что может принести пользу в Ахирате, является ещё одной причиной, которая может привести к уходу из жизни вне имана. Такой человек вряд ли вернётся к своему Господу и предстанет перед Ним с искренним сердцем и душой.
Имам Абу Аль-Аббас Аль-Куртуби в своей книге «Ат-Тазкира би-ахвали аль-мата в Умур аль-Ахира» пишет об этом следующее:
«Подобные ситуации очень часто возникают у людей, над которыми возобладала увлечённость мирским и забота о бренных делах. Нам рассказали, что один из торговых агентов находился при смерти, и ему сказали: "Говори: Ля иляhа илля-Ллах (Нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха)", а он начал повторять: "Три с половиной, четыре с половиной…" Его работа одержала верх над ним.
Я сам видел одного из учётчиков, который был очень болен, и на смертном одре он, сгибая пальцы, вычислял что-то. Другому человеку сказали: "Говори: Ля иляха илля-Ллах (Нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха)", и он стал в ответ говорить: "Такой-то дом отремонтируйте… В таком-то саду проведите такие-то и такие-то работы…"».
Ислам не запрещает человеку зарабатывать на жизнь и заниматься мирскими делами, если он занимается дозволенной деятельностью. В торговле, посредничестве и прочих мирских делах нет ничего предосудительного, но это всё не должно войти в сердце и душу верующего и стать единственной целью его жизни.
Дозволенный заработок и добывание средств на существование для себя и для тех, кого человек должен обеспечивать, является обязанностью верующего. Но когда он увлекается этим и забывает об Ахирате, это может повредить его религии и привести к плохому концу.
Великий учёный имам аль-Газали в своей книге «Ихья ‘улум ад-Дин» пишет следующее:
«Есть множество причин, которые приводят человека к плохому концу: приверженность к бид‘а (нововведениям), лицемерие, гордыня и все прочие порицаемые качества. Поэтому сахабы (сподвижники Пророка ﷺ) очень боялись лицемерия».
По этому поводу Аль-Хасан (да будет доволен им Аллах) говорил: «Знал бы я, что чист от лицемерия – это было бы для меня любимее всего, над чем восходит солнце».
Они при этом не имели в виду лицемерие (нифак), которое подразумевает противоположное иману (то есть лицемерие, которое выводит из религии), напротив, они подразумевали лицемерие, которое сочетается с основой имана. Следовательно, человек, обладающий этим качеством, является лицемерным мусульманином; такое лицемерие имеет множество признаков.
[Так, в хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), сообщается, что] Пророк ﷺ сказал:
أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فيه فهو منافق خالص وإن صلى وصام وزعم أنه مسلم وإن كانت فيه خصلة منهم ففيه شعبة من النفاق حتى يدعها مَنْ إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ وإذا ائتمن خان وإذا خاصَمَ فَجَرَ
«Тот, кто обладает всеми четырьмя качествами, является истинным лицемером (в полном смысле этого слова), даже если он молится, постится и утверждает, что он мусульманин. А тот, кому свойственно какое-либо одно из них, обладает лишь признаком лицемера, пока не избавится от него. Подобные качества присущи тому, кто лжёт, когда рассказывает о чём-нибудь, нарушает обещание, которое дал, предаёт, когда ему доверяют, и допускает беззаконие, когда враждует с кем-либо» (Бухари, 2459; Муслим, 58; Абу Дауд, 4688; Тирмизи, 2632)
В другой версии этого хадиса (вместо " предаёт, когда ему доверяют") сообщается:
وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ
"…поступает вероломно, когда заключает договор…"».
В этом и подобных хадисах, как отмечается выше, речь идёт о лицемерии, проявляющемся в делах. Что же касается лицемерия в сердце, то об этом мы не можем знать – о лицемерии в душе можно узнать только из откровения от Аллаха.
Поэтому тот, кто правдив в сердце и на словах, но кому присуще какое-либо из этих качеств, не считается впавшим в неверие или лицемером (мунафиком), который вечно пребудет в Аду.
Эти свойства – признаки лицемерия, и их обладатель подобен лицемеру только в этих качествах и ведёт себя, как лицемер, ведь лицемерие – это сокрытие в душе того, что противоположно демонстрируемому.
Имам Ан-Навави, комментируя это хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», пишет следующее:
«Слова Пророка ﷺ о том, что такой человек является истинным лицемером (в полном смысле этого слова), означают, что он очень сильно похож на лицемера из-за наличия у него этих свойств.
Некоторые учёные сказали, что это относится к тем, у кого эти качества являются постоянными. Что же касается тех, у кого подобные качества проявляются очень редко, то они не относятся к этой категории».
Из вышеприведённого мы понимаем, что лицемерие бывает двух видов: лицемерие, имеющее отношение к убеждениям, и лицемерие, проявляющееся в делах, которое, в отличие от первого, не выводит человека Ислама.
В этом хадисе же подразумевается именно второй вид лицемерия. Тем не менее, даже если этот вид лицемерия не выводит человека из Ислама, он может привести его к уходу из жизни вне имана.
Из всего вышеприведённого вытекает, что каждый верующий должен остерегаться всего, что может его привести к уходу из жизни вне имана, да защитит нас Всевышний от этого. Поэтому мы всё время должны быть заняты подготовкой к моменту смерти, всегда помнить и поминать Всевышнего Аллаха, искоренять в сердцах любовь к мирскому, следить за собой и удерживать все свои органы от грехов и даже от мыслей о них.
Нельзя даже смотреть на греховное и на тех, кто совершает грехи, ведь это влияет на наши сердца. И начинать всё это следует здесь и сейчас. Нельзя откладывать это, говоря: «Я подготовлюсь к смерти ближе к концу жизни», ведь каждый наш вздох может стать последним.
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/