Каково положение Ислама касательно курения сигарет?
Для начала необходимо ознакомиться с особенностями табака. Табак, из которого делают сигареты, — это ароматное, веселящее и вызывающее зависимость растение, при сжигании которого выделяется дым, вдыхаемый человеком. Поскольку сигареты или табак не присутствовали в эпоху благоденствия или в период имамов-муджтахидов, нет ни аятов, ни хадисов, ни мнений имамов касательно этого вопроса. Ведь впервые табак был обнаружен на одном из Антильских архипелагов в Америке.
В 1496 году во время экспедиции по Антильским островам Христофор Колумб увидел, как туземцы поджигают и вдыхают дым этого растения. Один из моряков взял образец с островов Тобаго и отправил его торговцу по имени Петрос Марден в Европу. В 1511 году испанские моряки завезли это одурманивающее растение в порты Испании и Португалии. Посол Франции в Лиссабоне Жан Нико привез названный в его честь никотиновый яд — табак во Францию. После 1560 года табак распространился в Германии, Италии, Англии и поочередно в других странах мира.
Исследования показали, что табак вреден для здоровья человека. Вдыхаемый дым повреждает клетки слизистой оболочки легких и утолщает их. Поскольку клетки теряют свою эластичность, эти стенки лопаются и становятся неработоспособными в результате сильного кашля и чихания. С другой стороны, вдыхаемый сигаретный дым вызывает утолщение стенок сосудов и ускоряет развитие атеросклероза.
Медициной установлено, что курение в 20 раз увеличивает риск развития рака легких, удваивает риск инфаркта сердца, вызывает хронический бронхит и эмфизему. Никотин, присутствующий в табаке, — чрезвычайно токсичное вещество. При употреблении в небольших количествах он оказывает стимулирующее и бодрящее действие, увеличивает секрецию различных желез и повышает кровяное давление. Причина отсутствия отравления сигаретным дымом заключается в том, что 1/3-1/7 часть содержащегося в табаке никотина испаряется под действием тепла во время сгорания сигареты, и лишь небольшая часть достигает легких и крови.
В медицине существуют порошкообразные или жидкие препараты против вредителей, изготовленные из никотина. Ислам, являющийся универсальной религией, должен предложить решение в отношении курения, которое оказывает такое влияние на здоровье человека. Опиум также не был известен в эпоху благоденствия. Правоведы более позднего времени изучили наркотическое свойство опиума и по аналогии с вином приняли решение о его запретности.
Большинство правоведов прошлых веков считали курение дозволенным из-за отсутствия аятов и хадисов о запрете курения, следуя правилу «основой в вещах является дозволенность». Даже некоторые шафиитские ученые сказали следующее: «Если женщина является заядлой курильщицей, то расходы на покупку сигарет ложатся на мужа». Поскольку с точки зрения науки и медицины мы не можем говорить о безвредности сигарет, было бы неуместно рассматривать этот вопрос вне рамок религиозных запретов. В Кyр`ане сказано следующее:
وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ
«не обрекайте сами себя на погибель…» (Сура аль-Бакара, 2/195)
Следующими словами наш Пророк ﷺ также указал на то, что человек не должен причинять вред себе и другим людям:
لا ضَرَرَ ولا ضِرَارَ
«Нельзя причинять вред и отвечать вредом на вред» (Ибн Маджа, Ахкам, 17; Малик, Муватта, Акдия, 31)
С другой стороны, нет никаких сомнений в том, что расходы человека на покупку сигарет являются расточительством. В аяте сказано:
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
«Ешьте (разрешенную пищу) и пейте, но не будьте расточительны, ибо Он (ваш Господь) не любит расточительных» (Сура аль-Араф, 7/31)
С другой стороны, с точки зрения религии, гуманности и морали недопустимо, чтобы мужчина тратил свои средства на сигареты и тем самым лишал свою жену, детей и других нуждающихся родственников средств к существованию.
В заключение, принимая во внимание тот вред, который наносят сигареты телу человека и окружающей среде, мы можем с уверенностью сказать, что сигареты относятся к категории карахат (то, что признается порицаемым шариатом). Для тех, кому курение может нанести серьезный вред здоровью, и для тех, кто, будучи малоимущим, покупает сигареты, тем самым обделяя членов своей семьи, запрет становится окончательным.
Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама»
По материалам: https://islamdinr.ru/