Хадис о лицемере
٢٧﴾ آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلٰثٌ: إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ، وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَان
«Есть три признака лицемера: когда он говорит, лжет; когда дает обещание, нарушает его; когда ему оказывают доверие, обманывает его» (Бухари, Муслим)
А. Одно из разъяснений хадиса в том, что при наличии этих признаков человек является лицемером по отношению к тому, кого он обидел. Его нельзя назвать лицемером в отношении религии, ведь он не таит в себе неверие, но поступками своими он похож на самого настоящего лицемера.
Б. Другое разъяснение в том, что лицемерие نِفَاق – внешнее проявление того, что отличается от внутренних чувств или убеждений, бывает двух видов:
- относящееся к вере (это более страшная разновидность и является настоящим лицемерием)
- относящееся к поступкам (малое лицемерие)
Шейх Хаттаби, великий хадисовед четвертого века хиджры, говорил, что признаки, указанные в хадисе, относятся ко второму виду, то есть при их наличии человек считается лицемером в поступках, не в вере.
В. Есть и иное разъяснение: это признаки настоящего лицемера, и постоянное совершение данных грехов может привести в итоге к лицемерию в вере.
Слова «…нарушает его» означают, что человек с самого начала не собирался исполнять его, или же изначально обещание было искренним, но далее человек его нарушил без уважительной причины (Далиль аль-фалихин, 5:159; Миркат аль-мафатих, 1:226; Джамиг аль-улум валь-хикам, 634, 640)
Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́, комментарии Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера, из книги: «Зад ат-Талибин/Провизия искателей», стр. 30-35
По материалам: https://islamdinr.ru/