Хадж – средство подтверждения таухида
Всемогущий Аллах повелел Своему Пророку (мир ему и благословение):
«Скажи: "Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман"» (Кyр`ан, 6:162-163).
Нет абсолютно никаких сомнений в том, что первая часть этого предложения, в том числе слова «мое жертвоприношение», относится ко всем ритуалам хаджа, таким как ихрам, что значит намерение начать ритуалы, тальбия (многократно повторяемая молитва «Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя…»), принесение в жертву животного (хади) и тавааф аль-вадаа (прощальный обход Каабы).
Более того, относительно хаджа достоверно известно от Муслима и других, что после намаза в Зуль-Хулайфе Пророк (мир ему и благословение) сел на своего верблюда и поехал в соседнюю долину Аль-Байда. Далее Джабир (да будет доволен им Аллах) сообщает:
«Насколько я мог видеть впереди себя и позади, слева и справа – я видел наездников и пеших. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выделялся среди нас – ему нисходит откровение Кyр`ана, и именно он знает [его истинное] толкование. Чтобы он ни делал, мы вторили ему».
Там, в долине Аль-Байда, Пророк (мир ему и благословение) вслух прочел тальбию:
«Вот я перед Тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!».
Какое великое событие! Оно говорит о значении исламского единства и объясняет, что это единство основано на таухиде – вере в Единство Господа миров.
Однако за ними пришли последователи, которые полностью изменили ситуацию. Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) читали тальбию и провозглашали таухид (единобожие), но многобожники произносили: «Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ляббай-кя ля шарикя ля-кя, ляббай-кя!». Действительно, это правильное формулировка тальбии, но на этом они не останавливались, а добавляли к ней еще одну фразу после слова «кроме».
Давайте задумаемся, как эти люди поклонялись Всемогущему Аллаху. Они совершали хадж, громко произносили тальбию, делали жертвоприношение, совершали таваф, сай и стояли в долине Арафат – все точно так же, за одним исключением: они добавляли фразу «кроме одного сотоварища, он Твой, Ты владеешь им и всем, чем владеет он».
То есть, они делали исключение для одного сотоварища, которому они адресовали часть своего поклонения. Можно сказать, что они адресовали ему и часть своих дуа, молений и своей жертвы – все это были акты поклонения сотоварищу. То есть часть своих актов поклонения они адресовали сотоварищу, тогда как на самом деле эти акты поклонения предназначены только Всемогущему Аллаху.
Они делали это не потому, что верили, что этому сотоварищу принадлежит часть владычества, а потому, что считали, что ему ничего не принадлежит («Ты владеешь им и всем, чем владеет он»). Несмотря на это знание, они все равно продолжали так делать, чтобы этот сотоварищ через ритуалы, которые они ему посвящали, приблизил их ко Всемогущему Аллаху. Всемогущий Аллах говорит:
«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: "Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе". Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует» (Кyр`ан, 39:3).
Некоторые современные паломники читают тальбию и провозглашают таухид, а затем произносят слова многобожников. Сначала они кричат до хрипоты: «Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ляббай-кя ля шарикя ля-кя, ляббай-кя!», а потом добавляют – прямо там, стоя в долине Арафат, – «кроме одного сотоварища, он Твой».
Есть и другая форма ширка (придания Всемогущему Аллаху сотоварищей), и она еще серьезнее. Это то, что некоторые люди говорят об Али, Хасане и Хусейне (да будет доволен ими Аллах).
И все это несмотря на то, что они произносят тахлиль («ля илляха илляллах» – нет божества, кроме Аллаха) и тальбию, предписанные Всемогущим Аллахом.
Между этими людьми и Пророком (мир ему и благословение) и его сподвижниками (да будет доволен ими Аллах) пролегает глубокая пропасть.
Сейчас, как никогда, у нас есть все причины оплакивать утрату исламского единства, которое было разрушено вместе с разрушением его высшей цели – таухида. Каждый реформатор обязан стараться спасти это единство, подчеркивая важность таухида и призывая людей строго следовать ему. Потому что, если люди будут строго ему следовать, у них будет возможность объединиться вокруг одного слова. В противном случае, обращающиеся ко Всемогущему Аллаху поймут, что те, кто верит во Всемогущего Аллаха как единственного Бога, никогда не объединятся с теми, кто верит, что какие-то люди – даже великие – обладают теми же качествами, что и Всемогущий Аллах, или кто приписывает им – даже очень благородным – божественные права.
Всемогущий Аллах сказал нашему Пророку (мир ему и благословение):
«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: "Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток"» (Кyр`ан, 39:65).
Молим Аллаха о том, чтобы Он объединил нас и всех мусульман словом таухида, собрал воедино сердца верующих, дал всем нам силы избавиться от распрей, совершенствуясь в религии единобожия, как сказал Всемогущий Аллах:
«Воистину, ваша религия – религия единая, а Я – ваш Господь. Бойтесь же Меня!» (Кyр`ан, 23:52).
По материалам: http://islam.plus/