Когда мужчины приобретают женские качества, а женщины – мужские
Сегодня на улице нередко можно встретить молодого мужчину в обтягивающих штанах, одежде розового цвета, с длинными волосами, цепочкой на шее, браслетом на запястье и т. п. Порой не всегда даже можно определить, парень это или девушка... Ещё чаще можно увидеть девушек в джинсах, брюках, жующих жвачку, громко хохочущих, нецензурно выражающихся... В этой статье мы постараемся прояснить точку зрения Шариата на подобное самовыражение – когда мужчины приобретают женские качества, а женщины – мужские.
Имам аль-Бухари и другие приводят хадис от Ибн Аббаса (да будет Господь доволен им), в котором говорится:
«Посланник Божий ﷺ проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».
Ат-Табарани передаёт следующий хадис:
«Однажды мимо Пророка ﷺ прошла женщина, набросившая на шею лук, и Посланник Господа ﷺ изрёк: "Всевышний проклял женщин, уподобляющихся мужчинам, и мужчин, уподобляющихся женщинам"».
В хадисе, переданном имамом аль-Бухари, сказано:
«Посланник Аллаха ﷺ проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин».
Имамы Абу Давуд ан-Насаи, ибн Маджа и аль-Хаким в своих сборниках приводят следующий хадис:
«Посланник Божий ﷺ проклял мужчину, носящего женское одеяние, и женщину, носящую мужское одеяние».
В хадисе, переданном имамом Ахмадом, говорится:
«Посланник Аллаха ﷺ проклял женоподобных мужчин, уподобляющихся женщинам, и мужеподобных женщин, уподобляющихся мужчинам, и ту женщину, которая оправилась в путь одна без махрама (без близкого родственника, брак с которым ей запрещён)».
В другом хадисе, приводимом имамом ат-Табари, говорится:
«Четыре категории людей будут прокляты (лишены милости Всевышнего), и ангелы будут говорить «амин» («О Аллах, прокляни его!») как на этом свете, так и на том: мужчина, которого Всевышний сделал мужчиной, а он уподобился женщине; женщина, которую Всевышний сделал женщиной, а она уподобилась мужчине; тот, кто обманывает слепого, и тот, кто не женится, имея влечение к женщинам...».
Имам Абу Давуд передаёт:
«Как-то к Посланнику Господа ﷺ привели женоподобного мужчину, у которого были раскрашены хной руки и ноги. Пророк ﷺ спросил: «Для чего это?», и сподвижники ответили: «Этим он пытается уподобиться женщинам», и Посланник Божий ﷺ велел выслать его подальше от Медины».
В достоверном хадисе говорится:
«Не войдут в Рай трое: тот, кто мучил своих родителей (не относился к ним хорошо), дайюс (тот, кто не ревнует свою жену, т. е. не обращает внимания на то, что она уединяется с посторонним мужчиной) и мужеподобные женщины».
В другой версии этого хадиса говорится:
«Трое никогда не войдут в Рай: дайюс, мужеподобные женщины и постоянно употребляющий алкоголь».
Тогда сподвижники воскликнули:
«О Посланник Аллаха, что касается того, кто постоянно употребляет алкоголь, мы знаем, а кто же такой дайюс?» Пророк ﷺ ответил: «Это тот, кто не обращает внимания на тех, кто заходит к нему в дом» (то есть не проявляет никакой ревности, когда в его отсутствие к его жене приходит посторонний мужчина). Тогда сподвижники сказали: «А кто же такие мужеподобные женщины?», и Пророк ﷺ ответил: «Те, которые уподобляются мужчинам».
Уподобление одного пола другому причисляется к тяжким грехам, и в доказательство этого имеется много достоверных хадисов, приведённых выше; также говорится об угрозе наказания за подобное действие. В целом же мусульманские богословы относительно этого разделились: одни считают, что это однозначно «харам» (запрещено), этого мнения придерживается и имам ан-Навави, другие – что это нежелательное действие (макрух), этого мнения придерживается имам ар-Рафии. Однако ибн Хаджар отдал предпочтение первому. Из хадиса о человеке, который накрасил свои руки и ноги хной, дабы уподобиться женщинам, и которого Пророк ﷺ велел выслать подальше от Медины, можно понять, что мужчине красить руки и ноги – харам.
Также на мужа возлагается обязанность запрещать жене всё, что может ей придать сходство с мужчинами, к примеру, ходить мужской походкой, носить мужскую одежду и т. п., дабы и её, и его не коснулось проклятие Всевышнего, поскольку муж тоже в ответе за деяния жены. Если же муж будет согласен с таким поведением жены, то его коснётся то же, что и её, то есть проклятие Пророка ﷺ. Ибо в Кyр`ане говорится:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا (سورة التحريم آية 6
Смысл: «О те, которые уверовали, оберегайте себя и свои семьи от огня ада...»,
– то есть обучая домочадцев, воспитывая, веля им подчиняться Всевышнему и запрещая ослушание Ему.
Также в хадисе сказано:
«Каждый из вас пастырь и каждый в ответе за свою паству».
كلكم راع وكلكم مسئول عن رعيته (جامع الأحاديث 15753
Мужчина в своей семье – пастырь, и с него будет спрос за всех членов семьи в Судный день. Один из хадисов гласит:
«Воистину гибель мужчин заключена в их подчинении жёнам».
ان هلاك الرجال طاعتهم لنسائهم
По этому поводу Хасан аль-Басри сказал: «Клянусь Аллахом, не будет в наше время мужчина потакать (подчиняться) своей жене во всём, что она пожелает, кроме как Аллах бросит его в огонь ада».
От Ибн Аббаса (да будет Господь доволен им) передаётся:
«Посланник Аллаха ﷺ проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».
Значение слова «проклял» означает, что Всевышний лишит их Своей милости, потому что в этих действиях кроется попытка изменить создание Всевышнего. Проклятье распространяется лишь на того, кто сознательно пытается уподобиться женщинам – в мягкой, нежной речи, походке, слегка покачиваясь, и т. д. Если же мужчина по природе своей обладает мягким, нежным голосом или походкой, похожей на женскую, и не в состоянии ничего с этим поделать, даже после упорных попыток, то в этом нет запретного, не говоря уже о лишении милости Божьей.
Аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «Фатхуль-Бари» цитирует учёного ат-Табари. Смысл того, что мужчинам запрещено уподобляться женщинам, заключается не только в уподоблении одеждой и украшениями, но и речью (мягкой, нежной) и походкой. Что касается одежды, то она разнится в зависимости от традиции каждого города. Порой бывает, что женская одежда ничем не отличается от мужской, однако женщины отличаются хиджабом (платком и т. п.) и более тщательным прикрытием тела. А что касается запрета на сходство речи и походки, то это касается лишь того, кто делает это нарочно. Если же человек обладает подобными качествами (речью и походкой) от рождения, ему повелевают усердствовать в оставлении подобного поведения, а также понемногу привыкать к этому (то есть оставлению подобного). Если же он не будет усердствовать в оставлении подобных действий и будет продолжать вести себя подобно противоположному полу, то это уже порицаемо, особенно если он будет делать это с желанием подражания.
Мудрость же в проклятии того, кто уподобляется противоположному роду, заключается в том, что он изменяет сделанное Мудрейшим из мудрых, т. е. Богом. На это также указывают слова: «Прокляты те, которые изменяют созданное Всевышним», приведённые в хадисе, в котором проклинаются женщины, наращивающие свои волосы чужими.
От Ибн Аббаса (да будет Господь доволен им) передаётся следующий хадис:
«Пророк ﷺ проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин»,
далее он сказал:
«Выдворите их из ваших домов!»
Под женоподобным мужчиной здесь подразумевается тот, кто нарочно мягко и нежно говорит и двигается как женщина (Иршад ас-Сари).
Имам Абу Дауд приводит следующее:
«Однажды супругу Пророка ﷺ Айшу (да будет Господь доволен ею) спросили: "Что ты думаешь о той, кто носит тапочки (мужские)?" Айша ответила: "Посланник Аллаха ﷺ проклял мужеподобных женщин"».
Под мужеподобной женщиной имеется в виду женщина, уподобляющаяся мужчинам в некоторых действиях и качествах. Ибн Аби Джамра сказал, что под словом «уподобляющиеся» понимается, что во всём. Но всё же из-за многочисленных иных доводов понимается, что смыслом слова «уподобляющиеся» является сходство в форме одежды, некоторых качествах и движениях, но никак не в благих деяниях, то есть в совершении хороших поступков женщинам разрешается уподобляться мужчинам. Также проклятье (когда оно упоминается в хадисах) является одним из признаков тяжкого греха.
Действия, по причине которых женщина подвергается проклятию, – выставление напоказ украшений, золота, жемчуга из-под хиджаба.
Мухаммад-Амин Магомедрасулов, статья подготовлена по материалам книг: «Аль-Кабаир», «Аз-Заваджир», «Мухтасар аль-Бухари»
По материалам: http://islam.ru/