Конфиденциальность семьи: адабы о неприкосновенности личной жизни
Посланник Аллаха ﷺ пригласил своих сподвижников на свадебное пиршество в честь своего бракосочетания с Зайнаб бинт Джахш, которая являлась дочерью его тети со стороны отца. В то время как большая часть людей из числа приглашенных разошлась после застолья, некоторые из них продолжали оставаться там. Пророк ﷺ, чувствовавший беспокойство из-за затянувшегося застолья, но не сказавший ни слова в силу своей скромности и учтивости, оставил гостей.
Вернувшись через некоторое время обратно в дом, где проходило свадебное торжество, Пророк ﷺ увидел, что эти люди до сих пор находятся там, после чего он отправился в комнату праведной Айши.
Позднее, когда ему сообщили об уходе гостей, он отправился в свою комнату. Наконец, когда он вступил на порог своей комнаты (в момент, когда одна нога находилась внутри, а другая — снаружи), был ниспослан следующий аят, который информировал верующих о правилах посещения дома Пророка и обращения к его женам с какой-либо просьбой:
«Те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на застолье, и не дожидайтесь приготовления пищи. Получив приглашение, прибывайте вовремя и покидайте, отведав яств. Не усаживайтесь для бесед. Этим вы причиняете неудобство Пророку, однако он стесняется вас. Аллах же не стесняется говорить истину. Если вы просите что-либо у жен Пророка, то просите через завесу. Так будет чище для ваших и их сердец. Вам не допускается доставлять неудобство Посланнику Аллаха и жениться на его женах после его смерти. Ведь это является великим грехом перед Аллахом» (Азхаб, 33/53, Бухари, Муслим).
В арабском обществе доисламского периода люди не придавали значения конфиденциальности личной жизни, они могли без спроса войти в дом и не чувствовали неудобства, став свидетелями тайных отношений между людьми. Подобное отношение, которое ни во что не ставило неприкосновенность семейных отношений, продолжалось до ниспослания вышеупомянутого аята.
В этом аяте, известном также как «аят о покрывании», с одной стороны, рассматриваются вопросы, связанные с приглашением и принятием приглашения, на которые должны обратить внимание верующие, с другой стороны, делается акцент на конфиденциальности семейной жизни и говорится о запрете посещения чужих домов без разрешения. Ведь это является порядочным отношением, с точки зрения гостей и хозяев дома.
В частности, то, что во времена Пророка ﷺ некоторые семьи вешали завесу в дверном проеме своего дома, чтобы находиться в спокойной обстановке и жить так, как они этого желают, является свидетельством того, что они чувствовали неудобство, когда в их дом входили без разрешения. Благодаря предупреждению, связанному с запретом посещения дома Пророка, Всемогущий Аллах предостерегает всех верующих в вопросе, который касается уважения конфиденциальности личной жизни.
Следующими словами Пророк ﷺ также указывал на то, что люди должны входить в чужие дома, только лишь получив на это разрешение:
«Если кто-либо из вас трижды попросит разрешения войти в дом, и ему не позволят это, то пусть он возвращается назад» (Бухари, Истизан).
Из следующей жалобы одной женщины из числа ансаров, с которой она обратилась к Пророку, можно сделать вывод, что небрежное поведение людей по отношению к личной жизни других, наблюдавшееся во времена джахилии, продолжалось и после ниспослания вышеупомянутого аята:
«О, Посланник Аллаха! Иногда в своем доме я нахожусь в таком состоянии, в котором не хочется, чтобы меня видели даже мой сын и отец. Однако порой кто-нибудь из моей семьи внезапно входит и беспокоит» (Табари, ДЖами аль-байн).
После увеличения подобных жалоб были ниспосланы аяты суры Нур, связанные с данной темой. В этих аятах имели место следующие правила, которые регулировали неприкосновенность личной жизни:
1. Человеку запрещено входить в чужой дом, если хозяин не заметил его прихода и не отдал ему приветствие (Нур, 27).
2. Человеку запрещено входить в чужой дом, если хозяев нет дома; если человеку будет сказано: «Возвращайся назад!», он должен уйти оттуда (Нур, 28).
3. Верующие мужчины и верующие женщины должны оберегать свои глаза от греховного и защищать свою честь (Нур, 30-31).
Поскольку требование уважения и запретности личной жизни распространяется не только по отношению к чужим людям, Всемогущий Аллах также призывает членов семьи быть внимательными в данном вопросе:
«О верующие! Пусть невольники [рабы и рабыни] и те, кто не достиг совершеннолетия [но уже осознают наготу], просят у вас разрешения войти в комнату в три периода [времени]: до утреннего намаза, когда вы снимаете одежду днем [в период намаза зухр] и после ночного намаза. Это три периода времени уединения для вас. Ни на вас, ни на них [невольницах и детях] нет греха за вход без разрешения в других случаях, кроме этих [трех] времен, ведь вы [дома] все время заходите друг к другу [по разным нуждам]. Так Аллах объясняет вам знамения. И Аллах – Знающий, Мудрый» (Нур, 58).
Если учесть, что семья является первым местом в обществе, где человек получает воспитание, то добросовестность во взаимоотношениях между членами семьи является показателем того, какое внимание уделяется конфиденциальности частной жизни со стороны общества, сформированного из этих семей.
С одной стороны, ислам советует формировать идеальную семейную среду, являющуюся основой общества, путем вступления в брак и создания мирного семейного очага, с другой стороны, указывает на необходимость защиты данной среды от различных опасностей для сохранения семейного счастья и воспитания хорошего поколения.
Во главе этих опасностей стоит вмешательство в частную жизнь. Личная жизнь человека и семьи является тайной, то есть уважаемой и сокровенной. Знание и исследование некоторых вопросов, касающихся частной жизни человека и семьи, является недопустимым с точки зрения религии, права и нравственности. Ведь если люди будут рассказывать другим людям о том, что составляет личную жизнь человека и о различных взаимоотношениях между членами семьи, это будет являться вмешательством в частную жизнь и нарушением человеческих прав.
Сохранение семейной тайны и соблюдение исламских принципов, связанных с этим вопросом, является обязанностью всех членов семьи, а в первую очередь, супругов. Следующими словами Всемогущий Аллах сообщает о том, что супруги являются одеянием друг для друга:
«...Они являются одеянием для вас, а вы являетесь одеянием для них» (Бакара, 187).
Пророк ﷺ также указал на важность сохранения таинства семьи следующими словами:
«В наихудшем положении перед Аллахом в Судный день окажется тот человек, который имел близость со своей женой, а затем рассказал ее секреты» (Муслим, Никах; Абу Дауд, Адаб).
Приведя историю, произошедшую между Пророком ﷺ и его женами, детали которого описаны в первых аятах суры Тахрим, Всемогущий Аллах запретил верующим разглашать семейные тайны (Тахрим, 1-4), сообщая о том, что разглашение чужим людям тайны, которая должна оставаться между супругами, является дурным поступком.
В этой истории Пророк ﷺ сказал что-то по секрету одной из своих жен, она же рассказала этот секрет одной из других его жен. Ситуация прояснилась после того, как Всемогущий Аллах сообщил об этом Пророку ﷺ, после чего Аллах призвал этих женщин к раскаянию (Тахрим, 4).
Ислам придает огромное значение почтенности частной жизни; это является свидетельством того, что даже во взаимоотношениях двух супругов имеются тонкости, на которые нужно обращать внимание. Из-за каких-либо подозрений супруги устраивают слежку друг за другом и совершают скрытые проверки, разрушая взаимное доверие, что является примером вышеупомянутых тонкостей. Пророк ﷺ запретил одному мужчине, вернувшемуся с дальней дороги, внезапно заходить в свой дом в вечернее время, с целью разоблачения своей семьи в измене или поиска недостатков (Бухари, Никах; Муслим, Имара).
Также он сказал следующее:
«Остерегайтесь предположений. Ибо предположение есть самое лживое слово. Не подслушивайте друг друга. Не следите за личными делами друг друга. Не соперничайте друг с другом. Не завидуйте друг другу и не таите злобу друг на друга. О, рабы Аллаха! Будьте братьями!» (Бухари, Адаб; Муслим, Бирр).
Основной причиной того, что люди интересуются личной жизнью других, является чувство любознательности, которое заложено в природе человека. Однако, когда это чувство затрагивает личную жизнь людей, оно приобретает качество, разрушающее их человечность и ранящее их достоинство. Использование любознательности в плохих целях называется «таджассус» (слежка), и Всемогущий Аллах запрещает это следующими словами:
«Не исследуйте секреты и недостатки друг друга» (Худжурат, 12).
Вслед за этим Он говорит следующие слова, указывающие на тесную связь между любопытством и клеветой: «Не злословьте за спинами друг друга».
Следующий хадис Пророка ﷺ является толкованием этих аятов:
«Если человек сторонится того, что его не касается, это показатель того, что он является хорошим мусульманином» (Муватта, Хусн аль-хульк; Тирмизи, Зухд).
Из книги "Семья в свете хадисов"
По материалам: https://islam-today.ru/