Красота свободы воли
Впервые я услышала слово “Ислам” на своем первом году обучения в колледже. Я потратила следующие несколько лет изучая это слово и эту веру.
Что-то в Исламе цепляло меня и звало меня. Но я отвергала это снова и снова, думая, что это не то, чему меня учили в детстве.
Я выбирала оставаться гордой и придерживаться своего воспитания, своего наследия, и не отзывалась на истину от моего Творца, пока тяжесть истины не стала слишком велика, и я уже не могла более её отвергать.
Я проявила свою свободную волю тем что отвергла старое и, наконец, приняв ислам.
Тема свободной воли и способности человека выбирать — это одна из тем, в отношении которой многие люди неправильно понимают ислам.
Многие люди ошибочно полагают, что ислам учит строгому предопределению или даже фатализму, идее о том, что людям суждено изначально либо попасть в рай, либо в ад, независимо от того, во что мы верим или что делаем, и независимо от наших намерений.
Это потому, что идея кадара (божественной воли) часто понимается неправильно. Но кадар — более сложная концепция, чем предопределение или фатализм.
БАЛАНС В ПОНИМАНИИ
Как и большинство вещей в исламе, истина находится где-то посередине. Как мусульмане, мы знаем, что все, что предписано нам, несомненно придет к нам. Это план и воля Аллаха. Но мы также знаем, что будем судимы и вознаграждены или наказаны за нашу веру и намерения.
У нас нет свободы определять все, что мы делаем, это заметно по нашей повседневной жизни. Если бы у нас была абсолютная свобода воли, все, что бы мы ни пытались сделать, работало бы на нас.
В мире есть и другие, высшие силы, которые иногда мешают тому, что мы хотим. И мы это понимаем. Эти силы были созданы Аллахом и находятся полностью под контролем Аллаха.
Но у нас есть свобода воли верить в то, что мы хотим, и определять свои намерения.
Например, мы можем верить, что Аллах Един, что Он наш Создатель и что поклонение Ему — наилучшее действие. И тут мы планируем совершить намаз в мечети, ища довольства Аллаха. Мы формируем в разуме наше намерение. Идем заводить машину. Но она не запускается.
У нас есть вера и намерение, и мы будем вознаграждены за это. Но, возможно, из-за того, что в машине случилась поломка, мы не смогли совершить намаз в мечети. Физические законы вселенной, которые создал Аллах, встали на пути нашей воли.
А за причиной этой поломки, возможно, стоят еще более сложные причины и мудрость Аллаха. Возможно, по дороге в мечеть, именно в этот день, вы могли бы попасть в аварию. А может, это просто поломка.
Итак, воля Аллаха выше всего и превосходит нашу волю, но у нас есть выбор. И вот откуда наша награда – наш выбор.
ВЫБОР ПРИНЯТЬ ВЫБОР
Чтобы существовала свобода воли или выбор, должен быть еще один вариант, кроме следования нашим базовым желаниям.
В буквальном смысле должно быть что-то еще, из чего мы будем выбирать. И это что-то другое — это добровольное подчинение воле Аллаха и осуществление выбора, и проявление решимости в том чтобы преодолеть нашу собственную волю и эго, чтобы сделать то, что лучше.
Если мы обратим внимание на природу, то увидим, что никакое другое творение или животное не может действовать в соответствии с чем-либо, кроме своих базовых инстинктов. У них нет свободы выбора. Так почему же люди выбирают между инстинктом и высшей целью?
Это потому, что, в отличие от любого другого творения, люди взяли на себя ответственность свободной воли.
Аллах говорит в Кyр`ане:
“Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным” (Кур’ан 33:72)
В тафсире (толковании) этого аята Ибн Аббас сказал:
«Аль-Аманах [Доверие, предлагаемое всему творению] означает [добровольное] повиновение [Богу]. Это было предложено им [небеса, земля и горы…], и они не могли этого вынести. Тогда Аллах сказал Адаму:
«Я предложил аль-Аманах [Доверие] небесам, земле и горам, и они не могли этого вынести. Возьмешь ли ты это?
Он ответил:
«О Господь, что это значит»?
Он сказал: «Если ты совершаешь добро, ты будешь вознагражден, а если ты совершаешь зло, ты будешь наказан».
Итак, Адам [и все его дети, то есть мы] взяли аль-Аманах, и это то, о чем говорится в аяте» (Тафсир Ибн Касир).
Так что способность выбирать была буквально выбрана нами, детьми Адама. Мы взяли на себя это Доверие от Аллаха, и поэтому у нас есть свобода и ответственность выбирать. Мы можем преодолеть наше эго и побуждения и намерение делать зло или нет. Это зависит от нас.
ЛУЧШЕ, ЧЕМ АНГЕЛЫ; ХУЖЕ, ЧЕМ ЖИВОТНЫЕ
Благодаря нашей способности выбирать мы можем быть лучше ангелов.
Ангелы, которые созданы, чтобы исполнять волю Аллаха и поклоняться Ему, не имеют свободной воли выбирать это послушание. Но у людей, подчиняющих свою волю воле Аллаха, есть выбор.
В то же время из-за нашей способности выбирать мы можем поступать хуже, чем животные. Животные, созданные для того, чтобы действовать исключительно на основе инстинктов и низменных желаний, не имеют свободы выбора высшей цели. Но у людей, которые действуют только на основании своих инстинктов и низменных желаний, есть выбор сделать что-то большее и стать лучше.
Именно способность выбирать так важна и может быть достойна награды или наказания. Мы приняли это, и мы можем делать лучше и быть лучше.
Каждый из нас должен выбирать, хотим ли мы быть лучше ангелов или хуже животных.
Пусть Аллах направит всех нас на Его Прямой Путь.
Амин.
Автор: Theresa Corbin
Источник: www.aboutislam.net
Перевод специально для портала Muslim.kz: Тагайбекова Ю.К.