Кто такие «праведные предшественники», которым мы должны следовать?
Эта статья открывает серию статей Сейрана Арифова, посвященную общей теме «Следование пути "праведных предшественников"». В ней ученый анализирует понятие «следование саляфус-салих», размышляет о превосходстве ранних поколений уммы над более поздними и раскрывает самый важный вопрос: как мусульманину следовать пути праведных предшественников в разных областях жизни.
Понятийная путаница и манипуляции важными принципами
Одна из причин беззаконий и беспорядков в среде мусульман, в том числе в среде современной «религиозной интелигенции», это понятийная путаница и манипуляция исламскими лозунгами, если можно это так назвать. Здесь я попытаюсь разобрать одно из таких понятий.
Выражение «следование за праведными предшественниками» в наше время превратилось в претензию на бесспорную верность частного мнения по одному из спорных вопросов. Нет сомнений в том, что это выражение для большинства мусульман потеряло свой истинный и глубокий смысл, было искажено и даже стало вызывать негативные ассоциации у многих мусульман.
Подобное происходит по одной простой причине: когда группа людей, со всеми своими ошибками и заблуждениями, амбициями и недостатками, недобросовестностью и непоследовательностью, претендует на положение высшей инстанции, создается негативная ассоциация с прекрасными по своей сути ценностями, исключительными обладателями которых эта группа себя объявляет.
Когда подобные группы людей из числа мусульман, претендуют на положение «смотрителей» за религией, якобы уполномоченных чуть ли не самим Аллахом и Его посланником, или претендуют на полномочия хранителей истины, на самом деле оставаясь далекими от истины в своих делах, нравах и позициях, тогда обесцениваются эти великие ценности, символы и лозунги. Когда они избирают в качестве своего лозунга или главного посыла такие емкие и сложные понятия, как «следование Кyр`ану и сунне» или «следование за праведными предшественниками», «правильная вера» или «истинное единобожие», но в своем понимании сужают эти понятия до собственных крайне субъективных суждений, очень спорных заявлений или частных мнений, тогда великие принципы теряют свое истинное значение в сознании многих мусульман.
Опыт и наблюдения, которые достаточно легко проанализировать, говорят о том, что все это произошло вследствие целенаправленных и организованных действий. Чьих действий? — спросит читатель. Тот, кто «заказывает» подобные операции мирового масштаба, должен обладать злыми намерениями, денежными и информационными ресурсами и, конечно, политической властью.
Эти силы, ведомые враждебными в отношении ислама намерениями, использовали все грязные методы, которые только можно использовать. Высмеивали образ исламского ученого в кино и на телевидении, привели на телестудию двуличных и беспринципных людей, выступающих от имени религии, но говорящих ложь и подыгрывающих негодяям и преступникам. Создали террористические группировки с радикальными идеями и кровавыми методами, совершающие злодейства под знаменами ислама.
Заговорщики также создают и продвигают два противоположных полюса среди мусульман: один — это идеологии чрезмерной жестокости, радикальных методов и нетерпимости к другим, особенно мусульманам, другие — это псевдоученые, поддерживающие вседозволенность, размытые границы ислама, лояльность к грехам и даже безбожию. Все это лишь часть сговора против религии Аллаха, целью которого является очернить истину, создавая негативный образ вокруг религии Аллаха.
Понятие «следование саляфус-салих» — праведным предшественникам
Осознание всей сложности целого комплекса проблемы понятийной путаницы, мы должны начинать развязывать этот клубок идеологического хаоса. Необходимо на основании объективного, аргументированного и последовательного исследования, прийти к ясному представлению и четкому определению исламских понятий.
В арабском языке слово «саляф» указывает на то, что осталось позади, было первым или ранним, осталось в прошлом. Оно используется для указания предков или задатка в купле-продаже и т.д. Бедуины обычно этим словом обозначали лучшее, что у них было — из людей, верховых или вьючных животных, имущества. Как термин это слово использовали для обозначения первых поколений исламской общины.
Предшественники могут быть в народе или племени, религиозной общине или группе, объединенной идеологией, философском направлении и т.д. Мы же говорим о предшественниках в мусульманской умме, которые, конечно же, делятся на две категории: праведных и неправедных. Такая оценка может быть дана лишь в соответствии с исламскими критериями. Основными критериями в мусульманской умме должны быть проявление веры, поклонение, нравственность, праведные дела, усердие на пути Аллаха, призыв к исламу, соблюдение законов Аллаха, следование примеру посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Аллах сказал в Кyр`ане:
«Которые уверовали и были богобоязненны» (Кyр`ан, 10:63).
Относительно предшественников, как праведных так и нечестивых, в Кyр`ане можно найти несколько аятов: в суре Покаяние (9) речь идет о сподвижниках и тех, кто за ними последовал:
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали за ними наилучшим образом. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (Кyр`ан, 9:100).
Следование примеру праведных предшественников утверждается и другими аятами Кyр`ана и несколькими хадисами посланника Аллаха (мир ему и благословение). О связи поколений ислама и преемственности, о любви праведных потомков к праведным предшественникам говорится в аяте:
«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный» (Кyр`ан, 59:10).
О следовании нечестивым предшественникам говорится в аяте:
«Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: "Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам"» (Кyр`ан, 43:23).
В широком смысле, «саляфус-салих» это все праведные мусульмане, достойные быть примером для подражания, жившие до меня, даже если я застал их живыми. Это может быть отец, учитель, ученый, любой мусульманин, которого я знаю и которого встречал в своей жизни или о котором слышал, знал. В более узком смысле, это мусульмане первых трех-четырех веков ислама, как передано в хадисе посланника Аллаха (мир ему и благословение):
«Лучшие люди – это моё поколение, затем те, кто следует за ними, и затем последующее» (Бухари, 2652. Муслим, 2533).
В частности, о первых четырех халифах посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Слейдуйте моей сунне и сунне праведных халифов после меня» (Абу Дауд, 4607. Тирмизи, 2676. Ибн Маджа, 42. Ахмад, 17144).
В первую очередь, здесь идет речь о «сахаба», сподвижниках любимого Пророка (мир ему и благословение), затем табиин, которые видели сподвижников Пророка. Сподвижники Пророка (да будет доволен всеми ими Аллах) также имеют степени, как подтверждено в Кyр`ане, сунне и единогласном мнении ученых.
В Кyр`ане сказано:
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали за ними наилучшим образом» (Кyр`ан, 9:100).
«Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Кyр`ан, 57:10).
Бухари приводит слова Ибн Умара:
«Мы никого не видели равным Абу Бакру, затем Умару, Затем Усману, затем оставляли сподвижников посланника Аллаха, мир ему, без предпочтений» ( Бухари, 3697. Абу Дауд, 4627).
Также Али ибн Абу Талиб сказал:
«Лучшей в этой умме Абу Бакр. Затем Умар. Если бы я хотел сообщить вам о третьем, сообщил бы» (Ахмад. 879. Табарани, «Муаджамуль аусат», 992).
Абу Муса передает, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о своих сподвижниках:
«Мои сподвижники – безопасность моей уммы» (Муслим, 2531).
Таким образом, предшественники и последователи, как уже пояснялось, в широком смысле слова, были и будут во все времена. Когда мы говорим о «праведных предшественниках» для мусульманина, мы можем подразумевать всех, кто предшествовал ему, при условии богобоязненности, праведности, знаний, следованию ниспосланному в Кyр`ане и переданному в сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение). Суть заключается именно в следовании «предшественников» пути Кyр`ана и сунны в широком смысле слова, что охватывает веру, поклонение, нравственность, искренность и терпение, упование и богобоязненность, усердие на пути Аллаха и призыв, знание и понимание.
И здесь мы должны понять, что невежественно сводить широкое понятие следования примеру «саляфус-салих» к нескольким вопросам «акъыды» или фикха, в особенности, если эти вопросы спорные между праведными предшественниками.
В чем превосходство ранних поколений уммы над более поздними?
Справка:
Сейран Арифов - Заместитель председателя крымского филиала ВАОО «Альраид». Председатель ревизионной комиссии ВАОО «Альраид». Родился в 1979 году в Новороссийске. В Крыму с 1987. После окончания средней школы окончил Медресе в Симферополе. С 1998 по 2002 проходил обучение в Ливанском университете Джанан по специальности исламские науки. С 2002 работает в Ассоциации Общественных Организаций «Альраид». Имам мечети культурного центра «Альраид», преподает в школе Хафизов при духовном управлении мусульман Крыма. Автор статей для газеты «Арраид» и монографий на различную исламскую тематику.
По материалам: http://islam.plus/