Кто такой ДАЮС?
В нашей религии ревность в отношениях между супругами играет значимую роль. Она служит одним из краеугольных камней, которые обеспечивают прочность семейных уз и поддерживают доверие и взаимопонимание между супругами. Особенно важно, чтобы мужчины в Исламе проявляли ревность к своим женам, поскольку это помогает сохранить гармонию и стабильность в семье.
Однако в современном обществе можно заметить некую тенденцию к уменьшению роли ревности среди мужчин. Все доходит до того, что они сами снимают своих жен, которые выставляют все это на всеобщее обозрение в Instagram. Таких мужчин в Исламе принято называть даюсами.
Кто такой даюс?
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии (909–974 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Аз-Заваджир» (2/82):
قال العلماء : الديوث الذي لا غيرة له على أهل بيته
«Ученые сказали, что даюс — это тот, который лишен ревности по отношению к своей семье».
Даюс — это тот мужчина, который видит, что его супруга, выходя на улицу надевает обтягивающую и выделяющую очертания всего тела одежду, и при этом он чувствует себя нормально.
Даюс — это тот мужчина, который разрешает своей супруге пользоваться духами при выходе из дома, чтобы посторонние мужчины потом могли почувствовать этот аромат.
Даюс — это тот мужчина, который видит, что кто-то из его семьи совершает непристойное, но при этом он молчит и бездействует.
Ведь известно из достоверного хадиса:
والرجل رَاعٍ في أهله ومسؤول عن رَعِيَّتِهِ
«Мужчина — пастырь для членов своей семьи, и он несет ответственность за свою паству» (Аль-Бухари)
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ عَلَيْهَا مَلَائِكَةٌ غِلَاظٌ شِدَادٌ لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ
«О верующие! Защитите себя и свои семьи от Огня, топливом для которого (станут) люди и камни. Управляют им (Адом) ангелы, жестокие и суровые. Они не ослушаются повелений Аллаха и делают (только) то, что им приказано» (Кyр`ан, 66:6)
Даюс не войдет в Рай
Сообщается со слов ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
ثلاثة حرم الله تبارك وتعالى عليهم الجنة مدمن الخمر والعاق والديوث الذي يقر في أهله الخبث
«Всевышний Аллах запретил Рай для трех (групп людей): для того, кто постоянно распивает опьяняющие напитки; для того, кто непочтительно относится к родителям и для даюса, который одобряет совершение мерзостей членами его семьи» (Ахмад)
Сообщается со слов Аммара ибн Ясира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
ثلاثة لا يدخلون الجنة أبدا الديوث والرجلة من النساء ومدمن الخمر. فقالوا: يا رسول الله أما مدمن الخمر فقد عرفناه، فما الديوث من الرجال؟ قال: “الذي لا يبالي من دخل على أهله ” قلنا: فالرجلة من النساء؟ قال: “التي تشبه بالرجال”.
«Трое никогда не войдут в Рай: даюс, мужеподобная женщина, и человек, который постоянно распивает опьяняющие напитки». (Люди) спросили: «Мы знаем, кто такой человек, постоянно распивающий опьяняющие напитки. А кто такой даюс?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это тот, кто не обращает внимания на то, кто входит (в дом) к его жене». (Люди) спросили: «А кто такая мужеподобная женщина?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует), ответил: «(Женщина,) которая уподобляется мужчинам» (Аль-Байхаки, «Шу’аб аль-иман» 13/262)
В основе своей мужчина, который лишен ревности по отношению к своей семье, совершает один из больших грехов. Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) приводит слова Джалялуддина аль-Булькини аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах):
فهذه كبيرة بلا منازع ومفسدتها عظيمة
«Это является большим грехом без каких-либо споров, и пагубность которая исходить от этого, велика» («Аз-Заваджир» 2/83)
Два вида ревности
Есть необходимая ревность, и также есть чрезмерная и беспочвенная ревность.
От Джабира ибн ‘Атика (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مِنَ الْغَيْرَةِ مَا يُحِبُّ اللَّهُ وَمِنْهَا مَا يُبْغِضُ اللَّهُ، فَأَمَّا الَّتِي يُحِبُّهَا اللَّهُ فَالْغَيْرَةُ فِي الرِّيبَةِ، وَأَمَّا الْغَيْرَةُ الَّتِي يُبْغِضُهَا اللَّهُ فَالْغَيْرَةُ فِي غَيْرِ رِيبَةٍ
«Среди видов ревности есть такая, которую Аллах любит, и есть такая, которая ненавистна Аллаху. Что касается ревности, которую любит Аллах, то это ревность по отношению к тому, что внушает подозрения (когда для ревности есть основания). А что касается ревности, которую Аллах ненавидит, то это ревность в том, что не вызывает сомнений и подозрений (когда для ревности нет оснований)» (Ибн Маджа)
Сказал Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах):
أمَا تَغارونَ أنْ يَخرُجَ نِساؤُكُم؟
«А разве вы не ревнуете, то что ваши жены выходят?»
В другой версии сказано:
ألَا تَستَحْيون أوْ تَغارون-؛ فإنَّه بلَغَني أنَّ نِساءَكُم يَخرُجْنَ في الأسواقِ يُزاحِمْنَ العُلوجَ
«А разве вы не стесняетесь или не ревнуете? До меня меня дошло, что ваши жены выходят на рынки, смешиваясь с мужчинами?» (Ахмад)
Ревность служит не только защитой от возможных измен, но и поддерживает эмоциональную связь между партнерами. Это здоровое чувство, которое побуждает мужчину проявлять внимание и заботу к своей жене. Когда мужчина ревнует к своей супруге, он признает ее ценность и важность в своей жизни, а также ставит ее на первое место в своих действиях и мыслях. Это позволяет семейной жизни процветать и создает атмосферу доверия и стабильности.
С другой стороны, отсутствие ревности может привести к возникновению недовольства и непонимания в семейных отношениях. Жена может начать чувствовать себя неважной и нелюбимой, что может вызвать эмоциональное расстройство и даже деструктивное поведение. Мужчина, не проявляющий ревности, может стать небрежным и равнодушным к потребностям своей жены, что приведет к дальнейшему отдалению и разрыву связи между ними.
Однако следует отметить, что ревность должна быть здоровой и умеренной. Чрезмерная ревность также может привести к таким негативным последствиям, как недоверие и контроль, что также может разрушить семейные отношения. Ислам учит, что ревность должна быть основана на доверии и уважении, а не на подозрениях и навязчивых мыслях и поведении.
Абдуль-Азиз Абу Ибрахим
По материалам: https://darulfikr.ru/